Коршун Наталья
Учебно-методическое пособие «Как развивать музыкальность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивать музыкальность детей?»
1. Музыка как часть повседневной жизни
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?
Публикация «Учебно-методическое пособие „Как развивать музыкальность детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзываться на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходит во внешнем мире.
Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находиться младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритм и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие.
С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь.
Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музыцирование также были само собой разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни.
Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него правильно сформируются ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.
2. Воспитание естественно поющего человека
Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки, игры – для развлечения, оздоровления и развития ребенка; протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые – в соответствующие моменты физической работы; хороводные – на гулянье и т. п.
От природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом – голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы было им воспользоваться как захочешь. Все мамы прекрасно поют, для своих детей. То, что взрослый поет ребенку, должно соответствовать возрастным особенностям восприятия малыша. Поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост в исполнении, вместе с тем это истинная музыка и удивительная поэзия. Простота – отнюдь не синоним примитивности. При этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет.
Пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи: создавать у ребят определенный эмоциональный настрой, устанавливать контакт между детьми и взрослыми, развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения, углублять эстетический вкус.
3. Развитие слухового восприятия
Возрастной особенностью детей двух-трех лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т. п. предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Это могут быть банки из-под сока, кофе, чая, наполненные горохом, косточками, камешками, фантиками, песком и т. п., шуршащие друг о друга при трении еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, свистки и дудочки из дерева и глины, кастрюли и ведра, по которым можно ударять и многое другое.
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим.
4. Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает детей
Голоса самих детей создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко. Голос взрослого воспринимается детьми, как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки.
Звучание речи, музыки из радиоприемника, магнитофона, звучание музыкального инструмента формируют у детей эстетический вкус. Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнять любимую мелодию или песню.
Водите детей слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.