Тамара Москаль
Учебно-методическая разработка «Особенности сюжетно-ролевой игры детей 3–4 лет в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сюжетно-ролевой игры детей 3 – 4 лет в дошкольном образовательном учреждении. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н).
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Публикация «Учебно-методическая разработка „Особенности сюжетно-ролевой игры детей 3–4 лет в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.
Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно. Своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимание и осмысление ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включать в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справится с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх (Д. Б. Эльконин). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д., производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры отражающие профессиональный труд людей, общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).
С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (Шмаков С. А. «Ее величество – игра») :
• профессиональные;
«военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов);
• созидательные (строительство);
• поиска и открытия (путешествия, «космос»);
• связанные с искусством («цирк», «театр»);
• сказочные;
• фантастические;
• этнографические («в индейцев»).
Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привле-кательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт со-циальных переживаний.
Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, но Д. Б. Эльконин, описывает закономерность в их развитии. Здесь можно говорить, по крайне мере, о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д. Б. Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и т. д.).
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.
Что может служить источником содержания сюжетно-ролевой игры дошкольника? На этот вопрос существуют разные точки зрения.
Так, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая утверждают: творческий ребенок играет тогда, когда содержание игры захватывает его чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают ролевые действия. Р. И. Жуковская выделяет два вида источников: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый воспитателем.
Стихийный опыт ребенка, по мнению Р. И. Жуковской и Д. В. Менджерицкой, важный источник, но часто поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка.
Опыт, организуемый взрослым, Р. И. Жуковская представляет в нескольких направлениях:
Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку» (Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»). Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах;
Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Художественная литература. Р. И. Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых.
Названные источники, по мнению Р. И. Жуковской, способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие ребенка.
Другие авторы в своих исследованиях придерживаются несколько иной точки зрения об источниках содержания сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру, утверждают Н. Я Короткова и Н. А. Михайленко. По их мнению, содержание игры – это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия – все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомство с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.
Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру, по мнению Н. Я. Коротковой и Н. А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок-дошкольник. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них. Все эти ситуации разделили на 3 типа.
- ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);
- ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);
- ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п., либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач.
Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между включенными в нее людьми (т. е. он хорошо знает эту реальность, а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны (он не может сам водить машину, как папа, лечить как доктор, но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре.
Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роли могут быть самыми разнообразными (Шмаков С. А. «Ее величество – игра») :
• роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;
• роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);
• семейная роль (мама, папа, дочка);
• этнографические роли (индеец);
• сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга);
• роль животного.
В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребенок выступает в игре как родитель, который заботится о «детях», вступает в отношения партнерства, уважения, лидерства, подчинения, равенства. В разных системах отношений ребенок выполняет разные социальные роли, которые проецируются на игру.
Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
- ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
- знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
- в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как: правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Главное достижение ребенка четвертого года жизни — это освоение игровой роли (О. В. Солнцева «Дошкольник в мире игры»).
Благодаря роли план воображаемого мира отделяется от реального мира. Ребенок начинает осознавать, что он играет. Ребенок четвертого года жизни активно включается в сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, стремится отражать в игре непосредственные впечатления о том, что видел дома, в магазине, на улице, по телевизору. Основой становления игры становится активное использование в ней речевого обозначения — называние роли, обозначение игрового действия, обращение от имени ролевого персонажа.
Во второй младшей группе дети осваивают ролевое поведение, ко-торое включает:
1) характерное для роли действие с предметом (что делает);
2) ролевую речь, обращенную к партнеру;
3) пояснение смысла ролевых действий для партнера. Выполнение роли требует вычленения функций человека, которые отчетливо проявляются через его взаимодействие с другими людьми.
Виды отношений:
• руководство — подчинение (капитан — матрос);
• действия (врач лечит больного);
• помощи (шофер помогает другому шоферу починить машину).
Все роли можно разбить на пары: главная — дополнительная. В глав-ной роли представлены действия, направленные на других людей. До-полнительная роль — объект таких действий. Обычно ребенка больше привлекает главная роль, так как в ней открывается больший диапазон действий. Играя с детьми, воспитатель опирается на цепочки взаимодополнительных ролей.
Действуя с предметами «понарошку» подготавливают ребенка к то-
му, что он сам в игре может быть кем-то иным — мамой, доктором. Важно обращать внимание на то, чтобы все игровые действия ребенка сопровождались речью.
Освоение детьми роли как способа построения сюжетной игры :
• принятие игровой роли в совместной игре с воспитателем;
• правильное называние себя в игровой роли («Я — шофер», «Я — мама»);
• называние своих игровых действий («Я завожу мотор — р-р-р, я еду на машине»; «Я варю кашу, буду кормить дочку», планировать в речи 1—2 игровых действия;
• передача цепочки из нескольких связанных действий в сюжетно-ролевой игре;
• вхождение в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе, объединение для совместных действий.
В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться инди-видуальная игра детей.
• разыгрывание при помощи игрушек сюжетов из 2—4-х действий;
• использование ролевой речи, звукоподражания, имитаций;
• повторное разыгрывание одних и тех же сюжетов в режиссерской игре;
• использование в играх построек из настольного строительного материала и модулей.
Итак, можно сделать следующие выводы:- сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
- сюжетно-ролевая игра это естественная форма социализации ребенка;
- основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
- одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре : ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
- в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.