елена левашова
Учебно-методическая разработка «Миттельшпиль в шахматах»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Росинка»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МИТТЕЛЬШПИЛЬ В ШАХМАТАХ»
Руководитель разработки
Левашова Е. В.
педагог дополнительного образования
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением
Публикация «Учебно-методическая разработка „Миттельшпиль в шахматах“» размещена в разделах
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматная партия делится на три стадии : дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Миттельшпиль – это слово заморское и в дословном переводе с оригинала mittelspiel означает середина игры. Эта стадия наиважнейшая, определяющая. Именно в миттельшпиле можно и нужно пожинать плоды добытого преимущества в дебюте. Или исправить собственные дебютные огрехи.
Актуальность методической разработки : заключается в формировании у детей контроля основных столкновений, комбинации, атак, маневр. Именно в миттельшпиле происходят все ключевые события, которые определяют результат.
Новизна разработки заключается в соединение исследовательской деятельности с практической в игровой форме.
Цель достичь результата путем размышления и продумывания всех комбинаций.
Задачи :
Обучающие:
умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
Развивающие:
развитие у учащихся конкретного системного мышления, долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
развитие творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
Воспитательные:
воспитание отношения к интеллектуальным играм как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
Методы исследования:
• изучение теории миттельшпиля в шахматах
• изучение архивных материалов
• метод сравнения
План методической разработки :
1. выбор темы методической разработки
2. определение цели и задач методической разработки
3. обоснование и актуальность разработки
4. исследовательская работа, изучение теории по теме разработки
5. обобщение материала
6. практическая работа, игра шахматной партии.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Принципы игры
За многовековую историю шахмат коллективная мысль шахматистов выработала бесчисленное множество правили принципов игры. Написаны десятки и сотни книг и монографий.
Несколько принципиальных моментов, напрямую касающихся середины игры.
1. В шахматах побеждает тот, кто нападает. Даже тогда, когда торжествует защита, она на каком-то этапе трансформируется в нападение. В конце концов мат можно поставить, только нападая на короля.
2. Право нападения имеет тот, у кого лучшая позиция, кто имеет преимущество. В худшем положении лучше играть «вторым номером», — защищаться и искать возможности для контратаки.
3. Обороняющийся должен понимать, что защита – временное подчинение обстоятельствам. Умение терпеливо отражать угрозы противника – не меньшее искусство, чем умение атаковать. При этом важно не упускать возможность нанести встречный удар
4. Владеющий преимуществом обязан атаковать, давить. Непрерывно увеличивать активность своих фигур. В противном случае он растеряет свое преимущество
5. Где тонко, там и рвется. Сила обороны определяется прочностью самого слабого зерна. Вывод очевиден: Атаковать следует слабости в позиции противника. При разрыве слабого звена рушится вся конструкция
Анализ и оценка позиции
Элементов шахматной позиции, которые в той или иной степени подлежать оценке, довольно много.
Загвоздка в том, что мозг человека может держать во внимании ограниченное число факторов. Не более 5. Поэтому при анализе лучше сгруппировать элементы. Тем более, что в практической игре время ограниченно и волей-неволей важно на чем-то фокусироваться.
Пример такой группировки, проверенный практикой:
• Слабые пункты и пешки
• Открытые линии и вертикали
• Центр и пространство
• Расположение фигур: позиция короля, развитие фигур, их взаимодействие. Неудачная позиция одной из фигур
В практической игре этих четырех элементов для оценки позиции вполне достаточно.
Как тренироваться?
Как научиться правильно анализировать и оценивать позиции в миттельшпиле?
• Необходимо четко уяснить для себя значение каждого из элементов выше. Разбор собственных партий и партий ведущих шахматистов – старый, добрый и проверенный метод.
• Постепенно вы научитесь выделять главное, — какие элементы в данном положении играют важную, а какие второстепенную роль.
УПРАЖНЕНИЕ
Рассмотрим пример:
Партия Ларсен –Найдорф (1968г.)
Вопрос: В чем уязвимость позиции белых?
Подумайте немного, и дайте ответ, прежде чем смотреть пример дальше.
Ответили? Смотрим:
Черные имеют важнейший позиционный козырь: они могут вторгнуться на 2 горизонталь. В этом возможность черных и уязвимость белых.
Прорыв второй ладьи несет в себе как угрозы королю, так и на ферзевом фланге.
30…Лbb2 31. К:с4 Лс2 32. Фе3 К:е4
33.d5! ed 34 Kb 6 Л:с3 35. Фd4
Белые пытаются создать встречные угрозы, но черные их опережают
35…Фh5! 36. Ф:d5+Крh7 37. Ф: а2 Л:h3+! 38.gh Ф:h3+ 39. Фh2 Кf2X
Игра заканчивается на мате Конем!
Заключение
Результаты методической разработки позволяют учащимся развивать свое мышление, память и усидчивость.
Используемая литература
Злотник Б. А. Типовые позиции миттельшпиля. М. Физкультура и спорт. 1996 Стр. 12-34
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М. : Просвещение. 1999.
https://xchess.ru/7-prostykh-no-moshchnykh-idej-dlya-mittelshpilya