Юлия Степанова
Учебная программа детского объединения «Веселый оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа детского объединения : «Веселый оркестр»
Пояснительная записка.
Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Публикация «Учебная программа детского объединения „Веселый оркестр“» размещена в разделах
- Оркестр для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют, качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и др.).
Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Цели:
1Главная цель создания детского оркестра – развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность.
2. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.
Задачи программы
Образовательная задача: учить детей чистому интонированию в диапазоне октавы, развивать музыкально-слуховые способности, дать теоретические знания для понимания или грамотного воспроизведения музыки, развивать метроритмические способности, учить детей игре на детских музыкальных инструментах.
Воспитательная задача: способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка, где важна не музыка сама по себе, а музыка как воспитательное средство. Способствовать расширению музыкального кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, развитию художественного вкуса. Также способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
Возраст: Данная программа рассчитана на старший и подготовительный к школе возраст.
Формы работы: игровые занятия, развлечения, музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, выступления на утренниках, праздниках и вечерах развлечений, показательные выступления, итоговый концерт (в апреле – мае)
Формы занятий:
Занятия я будут проходить в игровой, наглядной и дидактических формах.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности.
Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить, считал А. М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии.
Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность.
Материально-техническое оснащение
Детские музыкальные инструменты, которые возможно использовать в работе с детьми.
Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам:
Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и т. д.
Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки).
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки).
Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики, балалайки, гусли, детские баяны и т. д.)
Пособия:
Фланелеграф
Наглядные тематические пособия
Музыкально-дидактические игры (настольные)
Музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты)
Оценки получаемых результатов:
- желание ребенка узнавать новое;
- развитие тактильных ощущений, связанных с мыслительными операциями, всех познавательных функций;
- снижение высокого уровня психического напряжения;
- формирование чувства коллективизма и ответственности;
- совершенствование творческой индивидуальности, самостоятельности, свободы
Главной оценкой получаемых результатов является отчетный концерт в конце учебного года (апрель – май месяц)
Диагностика будет проводится по таблице: (высокий, средний, низкий уровни)
Учебный год
Знание музыкальных инструментов
Приемы игры на музыкальных инструментах
Навыки ансамблевого исполнения
Жанровое разнообразие музыки
Строение музыкальных инструментов
Механизм оценки получаемых результатов
Главной оценкой получаемых результатов является отчетный концерт в конце учебного года (апрель – май месяц)
А диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка. Наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе различных музыкальных игр.
Диагностика чувства ритма может включать и выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшей мелодии или музыкального отрывка.
Диагностика звуковысотного слуха может осуществляться на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии, в процессе выявления изменений (ритмических, звукрвысотных и др.) в знакомой ребенку песенке.
Диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.
При диагностики музыкальных способностей необходимо избегать оценки не столько способностей, сколько усвоенных ребенком музыкальных знаний, умений и навыков.
Взаимодействие с родителями
1. Собрания общие и групповые
2. Консультации в форме индивидуальных бесед
3. Итоговый концерт
4. Выставки («Музыка в жизни ребенка», «Дошкольное музыкальное развитие», «Играем сами» и т. д.)
Работа с кадрами
1. Тематические консультации
2. Организация утренников, праздников и вечеров развлечений
Примерное тематическое планирование
Месяц
Кол-во занятий
(№ по порядку)
Осваиваемый инструмент
Соответствующие темы и понятия музыкальной грамоты
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1 – 6
1 – 6
7 – 12
1 – 12
1 – 12
1 – 6
1 – 12
1 – 6
7 – 12
1 – 12
1 – 12
Ударно-шумовые: погремушки,
маракасы,
трещотки, бубенцы
Треугольник, бубен, барабан, тарелки, ложки
Металлофон
Металлофон
Повторение
Ксилофон
Свирель
Свирель
Свирель, аккордеон
Аккордеон
Повторение
Звуки шумовые и музыкальные; высокие – низкие, громко – тихо, звуки долгие и короткие
Нотный стан, скрипичный ключ,
Нота, ноты первой октавы
Длительности нот, штили, паузы, такт
Лад, тоника, устои и неустои, ступени
Динамические оттенки
Ноты второй октавы,
Мажор, минор
Легато, стаккато
басовый ключ, ноты малой октавы,
размер 2/4 и 3/4
Мелодия, аккомпанемент
В процессе музыкальной деятельности дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», — так писал один из крупнейших композиторов Д. Д. Шостакович.
Обучая детей с интересом работать со звуками, понимать образное, эмоциональное содержание простых песенок, надо стремиться к тому, чтобы музыка стала для ребят средством постижения окружающего мира, чтобы она расширяла возможности детского восприятия. Главное, чтобы дети хотели выражать в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует. Большая радость, которую получат дети оттого, что имеют возможность с первых уроков «разговаривать» на языке звуков, является сильнейшим стимулом к дальнейшим занятиям музыкой.
Список использованной литературы:
Н. А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» Москва. Просвящение. 1983г.
Е. Н. Вишняк под редакцией Л. Аленичевой «Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы»
Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва. Просвящение 1990г.
Т. Н. Девятова «Звук-волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста) Москва. Линка-пресс 2006г.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» «Этот удивительный ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) СПб. Композитор 2005г.
С. Бублей «Детский оркестр» (пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) Издание 2-е, Ленинград «Музыка»1989г.
Е. В. Евтух «Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся» (методическое пособие) Спб. 2002 г.
Л. В. Малахова «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста»,
Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», СПб. Композитор 2001г.
А. В. Орловой «Русское народное творчество в детском саду», Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»