МААМ-картинки

Учебная деятельность дошкольника

Ольга Шарова
Учебная деятельность дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Шарова Ольга Вадимовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №69

Петроградского района Санкт-Петербурга

Учебная деятельность дошкольника.

Часть 1. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.

Деятельность – это взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек сознательно изменяет мир и самого себя. Значение деятельности в том, что в ней создаются материальные и духовные ценности и формируются, проявляются психологические процессы и свойства личности. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится маленьким членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя конечно, личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличается от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Растущие возможности познание окружающего мира выводят интересы ребёнка из узкого круга ему людей. Ребёнок включается в совместную деятельность со сверстниками, учиться согласовывать с ними свои действия, считается с их интересами и мнениями. Развитие личности ребёнка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребёнок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознаёт своё место в нём; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребёнок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств. Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей- организация усвоение моральных норм. Эти нормы усваиваются ребёнком под влиянием образов правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения, поведения непосредственного его окружающих близких людей. Он склонен им подрожать, переносить их примеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Ребёнок дошкольного возраста знакомиться – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами. Решающую роль в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, играет та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. Правила поведения усложняются на протяжении дошкольного детства, организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнения в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются тем самым от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения от них ждут окружающие. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешать возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Только выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения, составляющие основу детского сообщества, и способствуют развитию личности его членов. Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Так, выполняя роль рабочего в мастерской, ребенок старается воспроизвести его ответственное отношение к своему делу, выполняя роль врача – заботливость и внимательность по отношению к больному, и тому подобное.

Публикация «Учебная деятельность дошкольника» размещена в разделах

Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи – симпатию, сочувствие к больным детям, уважение к старшим и т. д. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, к тем персонажам, которых ребенок нарисовал или сделал из пластилина, используемые в игре. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных отношений, разворачивающихся во время игры – при обсуждении содержания игры, распределении ролей, игрового материала и т. д. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело. Нередко между детьми возникают конфликты, по поводу тех или иных моментов организации или проведения игры. Причиной таких конфликтов обычно служит неумение согласовывать свои планы и действия. На помощь обычно приходит воспитатель. Развитию личности способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных занятий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приведённое в порядок помещение или выкопанная грядка, решение арифметической задачи и т. д. Необходимость добиться хорошего результата приучает ребенка планировать свои действия, управлять ими, и таким образом ведет к развитию воли, умению управлять своим поведением. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первоначально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то в последствии его начинает выполнять и сам ребенок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений. Особенно важно то, что под влиянием деятельности, дающей определенный результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе, и даже обществу в целом).

Выполнение учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов – любознательности, желания узнать новое, а также интересов к познанию отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения. Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность – один из основных компонентов любой способности. Трудоспособность в большей мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким образом, формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные виды деятельности – условие развития способностей.

Часть 2. Структурные компоненты учебной деятельности.

Учебная деятельность направлена на овладение учебным материалом и решением учебных задач:

- в ней осваиваются общие способы действий и научных понятий;

- общие способы действия предваряют решение задач;

- учебная деятельность ведет к изменениям в самом ребенке;

- происходят изменения психических свойств и поведения ребенка.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

- интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

- знаковые средства, в форме которых усваиваются знания.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразные: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.

Учебная деятельность имеет структурные компоненты: учебная ситуация, мотивация, учебные действия, действия оценки, действия контроля. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная ситуация может быть конфликтной и сотруднической, а по содержанию – проблемной или нейтральной. Проблемная ситуация дается ученику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чём причина?» и т. д. Задача возникает здесь как следствие проблемной ситуации в результате её анализа. Учебная деятельность, как целое, включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям относятся:

А) действия изменения содержания учебного материала,

Б) действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий, по обработке материала, параллельно протекают контрольные действия. Наряду с мыслительными, в учебных действиях перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направленные на создание нового) действия. Важным этапом является возникновение у ребенка самоконтроля, то есть способности сравнивать свои действия (и слова) с тем, чему его обучают. Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данными ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы.

Детей дошкольного возраста необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени, и подготовиться к школе. Обучение на занятиях имеет большое значение для первоначального овладения элементами учебной деятельности.

Овладение элементами учебной деятельности включает формирование познавательных интересов и усвоение умения учиться. Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. Дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д. Как показало исследование А. И. Голубевой, наибольший интерес к умственной работе вызывало решение чисто интеллектуальных задач. Стойкость пытливого отношения ребенка к действительности зависит от того, культивируют взрослые это отношение к окружающему или гасят своим пренебрежительным отношением к вопросам детей, или нежеланием отвечать на них. Но если воспитатель поддерживает вопросы ребенка, побуждает самого ребенка искать решение возникшей задачи, если своими ответами направляет мысль ребенка на постановку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская, Р. Кэрт, возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его познания», то есть то новое, что дополняет его знания о предмете. С одной стороны, интерес, как желание знать что-то, знать глубже, полнее, точнее, возникает, когда ребенок уже что-то знает, например, о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских пирамидах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть. С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, или становится неинтересно его слушать, они ничего нового не узнают, и быстро отвлекаются. Рассказ воспитателя будет интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но существенная сторона знакомого объекта: либо происхождение предмета, либо назначение орудия, машины, либо обусловленная образом жизни особенность строения органа животных, то есть что-то новое даже в том, что ребенку известно. Особое значение для детей дошкольников имеет узнавание изменчивости явлений, их жизненного значения и практического применения. Исследования показали, что для детей дошкольного возраста, решающее значение в формировании познавательных интересов имеет подача новых знаний (Г. И. Щукина, Р. Кэрт). Когда воспитатель, желая вызвать активный интерес детей к некоторым животным, рассказывал о них, используя дополнительно книгу Е. И Чарушина, где полно и живо описаны уже знакомые детям животные, интерес детей к животным возрастал. Они и сами после этого более полно и подробно описывали этих животных, их внешние признаки и образ жизни. Но интерес детей возрастает ещё заметнее, когда дополнительные сведения о тех же животных даются в форме открытий самих детей. Например, в такой необычной форме, как это делает журналист Фр. Лорд, «взявший интервью» у представителя животного мира («Слово имеет кенгуру». М «Детская литература 1965 г»). Через такие книги дети с удовольствием познают окружающий мир.

Часть 3. Условия развития познавательных интересов дошкольника.

В процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явно выражено прежде всего единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. В них тесно переплетаются старые, т. е. ранее приобретенные знания и новые, неизвестные, удивительные, которые, однако, воспринимаются ребенком как интересные, когда они уже немного известны. Проведённые исследования показали, что, задавая вопросы, и получая на них ответы старших и сверстников, ребёнок анализирует те сложные факты жизни, с которыми он встречается. Познавательная активность ребёнка побуждает и взрослого разъяснять ему, показывать существующие в жизни зависимости между явлениями. Так ребенок учится обобщать, переходит к категориальным и осмысленным знаниям. Ситуативность мышления, характерная для 3-5-летних детей, постепенно преодолевается. Дети все больше освобождаются от связанности теми житейскими условиями, в которых дана конкретная задача, и переходят к обобщенному и логическому ее решению в уме (О. М. Концевая, А. В. Запорожец и др.). Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнать неизвестное, в радости сделанных открытий, в формирующейся любознательности. Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой знаний в виде дидактической игры более эффективно, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте. «Умение учиться» в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу, умеет отличать учебные задачи от практических, жизненных ситуаций;

б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировки и т. д.);

в) контролирует себя в процессе выполнения задания);

г) достигает результата;

д) приобретает навыки самоконтроля и самооценки).

«А. П. Усова подчеркивала, что значение учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее, дети приобретают такие важные будущему школьнику качества, как организованность, умение контролировать себя в процессе выполнения работы, оценивать ее результаты, сохранять внимание в течение всего занятия. Перечисленные качества могут быть разных уровней:

1) Дети, руководствуясь указаниями воспитателя, достигают целей и требуемого результата;

2) дети слушают указание, но придерживаются их не всегда. Широко развита подражательность друг друга. Результата достигают не всегда;

3) слушают указание воспитателя, но работают, придерживаясь их, по-своему. Нужного результата не достигают.

Желательно чтобы в начале и в конце учебного года воспитатели составляли по этим показателям характеристики детей. При этом следует учесть, что у одного и того же ребёнка уровень учебной деятельности на разных занятиях может быть неодинаков.

К концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой в известном смысле личность. Наши ребята хорошо осознают свою половую принадлежность. Знают, в какой стране живут, в каком населенном пункте находиться их дом. Имеют некоторые представление о материках и других станов. Ребята знают, что они дошкольники, и что они скоро пойдут в школу, в первый класс. Дети ориентируются в семейно-родственных отношениях, умеют строить отношение со взрослыми и сверстниками. Они понимают, что оценка их поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе - я хороший, - но прежде всего тем, как их поступки выглядят в глазах окружающих их людей. В качестве важнейшего достижения в развитие личности ребёнка выступает преобладание чувства «я должен» над мотивом «я хочу». Правда, не у всех. Самое главное, что у детей есть желание идти в школу.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. «Возрастная психология» – М., 1997 г.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. «Психология», - М., 1988 г.

3. Венгер Л. А. «Как измерить готовность к школе», - Д. В. 1995 №10

4. Волков Б. С., Волкова И. В. «Детская психология», - М., 1994 г.

5. Каменская В. Г., Таланов Л. В. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Санкт-Петербург, 1996 г.

6. Лямина Г. М. «Подготовительная группа в детском саду». – М., 1975 г.

7. Люблинская А. А. «Детская психология» – М., 1971 г.

8. Мухина В. С. «Детская психология» – М., 1985 г.

9. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» – М., 1996 г.

10. Усова А. П. «Обучение в детском саду». – М., 1981 г.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация»Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация» В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков.

Фотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группеФотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группе Соблюдая все распоряжения Роспотребнадзора в условиях пандемии (профилактическая обработка рук,дистанция дошкольников,обработка инвентаря).

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Органайзер для дошкольника «Теплоход»Органайзер для дошкольника «Теплоход» Для работы нам понадобится любая коробка нужного размера, скотч, карандаш, линейка, бумага для отделки органайзера. Вырезаем из коробки.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Предлагаю Вашему вниманию портфолио детей нашей группы, которое мы совместно с родителями собрали в течение года. Портфолио дошкольника.

Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт»Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.

Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей»Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей» У нас в садике раз в месяц проходит учебная тренировочная противопожарная эвакуация детей и сотрудников. Цель: Проверить готовность персонала.

Автор публикации:
Учебная деятельность дошкольника
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 14:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебная деятельность дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД