Зарина Шовалиева
Психологический проект «Мастерская благополучия» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в конкурсе «Профсоюзный репортер»
В детском саду «Родничок» с. Нежинка Оренбургского района прошел проект «Мастерская благополучия», который разработала педагог-психолог Зарина Музафаровна Шовалиева.
Педагог - это удивительная профессия, которая требует большой выдержки и самообладания.
Всем известно, что от многочисленных интенсивных контактов с другими людьми, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Воспитатель находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Педагоги образовательного учреждения нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе психолога.
Публикация «Психологический проект „Мастерская благополучия“ в ДОУ» размещена в разделах
Проект был насыщен различными психологическими здоровьесберегающими технологиями.
1. Тренинг «Мотивация»
1.1. Для того, чтобы включить педагогов в проект, смотивировать, нацелить их на сотрудничество, показать им ценность этой работы, Зарина Музафаровна использовала тренинг «Я и мир вокруг меня».
Суть тренинга заключалась в демонстрации участникам проекта современного положения человека в этом мире, его места, его ценности. Через тренинг, с помощью помощника, Зарина Музафаровна показала, что человек, проживая жизнь, чаще всего не задумывается о ее качестве, не реализует свой внутренний потенциал, свое творчество, не слышит себя, не видит красоты вокруг - в целом, не умеет наслаждаться жизнью и каждым ее моментом, а вместо этого выбирает другой способ существования.
2. Технология «Сказкотерапия»
Издавна известно, что сказка - это не только произведение литературного искусства, но и жанр, несущий в себе большое воспитательное значение. Эффект воздействия сказки на психику человека невозможно переоценить.
Новое направление сказки в проекции терапии, как показывает практика, оказывает благотворное влияние на эмоциональную и личностную часть человека.
Педагог-психолог, проигрывая сказкотерапевтические приемы с педагогами, учил коллег проживать эмоциональные состояния на телесном уровне, избавляться от внутренних комплексов и барьеров. Так же метод сказкотерапии позволил воспитателям актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть пути их решения.
На протяжении жизни, человек скопил в себе различные страхи, комплексы и очень важно их экологично проработать.
2.1 Психолог, использовала сказочный сюжет «Добрая темнота». Коллеги представили себя маленькими девочками, которые боялись темноты, но, после волшебного случая, их страхи рассеялись. Через сказкотерапевтический прием – психогимнастика они освобождались от чувства страха.
2.2. Психолог рассказывает о Великане, наделенном негативными личностностными качествами. Каждый педагог спроецировал это на себя, проиграл, прочувствовал, и тут наступил момент осознания, произошла переоценка жизненных ценностей и поведения.
2.3. Многие из нас хоть раз в жизни мечтали.
Мечта – это особое состояние души. Мечта - у каждого своя!
Она необыкновенная, радужная, такая далекая и одновременно близкая…
Психолог использовала психологический этюд «Моя мечта». Педагогам была дана установка мысленно погрузиться в свою мечту, почувствовать ее каждой вибрацией своей души, вложить мечту в воображаемый шар, и отправить в пространство исполнения. Коллеги с легкостью отправили свой шар с мечтой и будут ждать ее осуществления.
2.4. Получить желаемое - это огромная радость.
Психогимнастика «Радость»
3. Медитативная техника «Релаксация»
В ходе реализации проекта Зарина Музафаровна использует несколько видов релаксации для улучшения здоровья и общего самочувствия коллег.
3.1 Польза плавания для организма доказана и неоспорима. Плавание в бассейне имеет множество преимуществ: укрепляет здоровье, имеет эффект релаксации, что благотворно влияет на нервную систему. После плавания коллеги испытали приятную усталость, улучшился эмоциональный фон.
3.2. Используя медитативную релаксацию «Солнце внутри», психолог помог педагогам восстановить физические и психологические ресурсы. Они ощутили прилив энергии и бодрости.
3.3. Спектр применения релаксационных методик достаточно широк. Снятию мышечных зажимов послужила медитация «Волна».
3.4. Благотворный эффект природных ландшафтов нельзя не отметить как важное мероприятие в организации досуга коллег. В данном процессе человек входит в состояние спокойствия и душевного равновесия.
3.5. Танцевальная терапия на природе – это слияние человека с окружающим миром, где происходит гармонизация внутреннего состояния души и тела.
3.6. Свободные движения под мелодичную музыку позволяют каждому педагогу самовыразиться, окунуться в мир грез, отпустить все мысли, расслабиться.
4. Степ-аэробика
4.1. В своей работе, в рамках проекта, психолог активно использует степ-аэробику.
Это один из видов фитнеса, который можно назвать самым безопасным и интенсивным по своей нагрузке на организм.
4.2. Степ-аэробика разработана на основе танцевальных движений, выполняемых с помощью степ-платформы - специальной ступеньки.
4.3. Психолог использовал специально подобранный музыкальный материал, имеющий свой ритмичный рисунок.
4.4. Выполнение незамысловатых упражнений, которые смогли выполнить все участники, принесло не только большую пользу в физическом плане, но и повысило уровень стрессоустойчивости и улучшило эмоциональное состояния сотрудников.
5. Завершающим этапом реализации проекта служит Арт-терапевтический метод с элементами нейрографики.
Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии на сегодняшний день.
5. 1 Педагогам дается установка: «Погрузиться в себя, выявить внутреннюю проблему, конфликт, или переживание и связанные с ней эмоции». Затем с помощью простых геометрических фигур и линий отразить все это на листе бумаги. Коллеги прекрасно с этим справились.
5.2. Так как арт-терапия является связующим звеном между подсознанием и сознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой, то проработка подсознательных переживаний, конфликтов через метод арт-терапии позволил участникам трансформировать проблему в позитив, гармонию, решение, достижение, а также снизить воздействие стресса и восстановить силы.
5.3. Вот что получилось.
6. Анализ проекта
6.1 По мере реализации проекта психолог делала промежуточные выводы, обсуждала с коллегами результаты.
Итогом, ярким завершением проекта стала «Птица счастья» как символ психологического благополучия (изготовленная своими руками, в которую коллеги вложили все свои впечатления, эмоции и чувства об участии в проекте.