Ольга Никифорова
Консультация для родителей «У ребенка дизартрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:
Первая – имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
Вторая – речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.
Публикация «Консультация для родителей „У ребенка дизартрия“» размещена в разделах
При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.
Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.
Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии.
При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарушенное произношение звуков.
Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.
Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.
Упрощение артикуляции характеризуется заменой щелевых звуков на взрывные, звонких – на глухие, шипящих на свистящие, твердых на мягких.
Лечение заболевания
Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка.
В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:
-Работа с логопедом.
-Лечение при помощи медикаментов.
-Массаж и самомассаж.
-Дыхательная гимнастика.
-Лечебная физическая культура.
-Физиотерапия.
-Медикаменты подбирает невролог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие.
Детям 2-3 лет показаны занятия логоритмикой.
Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом, медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.
Лечебные мероприятия в домашних условиях
Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:
-надувание щек (попеременно);
-втягивание и надувание щек;
-закрывание и открывание рта, щелканье зубами;
-сосание небольшого куска сахара или леденца;
-имитирование сосания;
-облизывание губ;
-длительное зажимание зубами куска бинта или марли, в это же время взрослый осторожно пытается убрать ткань.
-хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки. А также показан расслабляющий логопедический массаж.