Кузьмина Надежда Ивановна
Проект «У природы нет плохой природы»
Проект " У природы нет плохой погоды". (путешествие по временам года)
10 марта 2022
Паспорт проекта
Руководитель проекта : Кузьмина Надежда Ивановна
Аудитория: дети старшей группы и их родители.
Тип проекта : образовательный, долгосрочный, внутригрупповой.
Срок реализации: сентябрь – май.
Актуальность:
Публикация «Проект „У природы нет плохой природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Мир природы встречает ребенка сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на все чувства и оставляет большой след в душе ребенка, вызывает у него радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. У большинства современных детей недостаточно опыта общения с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. Дети не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы. У дошкольников не в полной мере сформированы представления о временах года, о труде взрослых в разное время года.
Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическая грамотность, бережное и доброе отношение к природе — это залог выживания человека на нашей планете. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.
Познание природы, проникновение в причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Представления о временах года относятся к особой группе представлений дошкольников - о цикличности событий в природе. Эти представления играют большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволяет понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность событий.
Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.
Цель проекта : формирование экологической культуры и элементарных представлений о временах год а и их отличительных особенностях у старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе (климатических природных изменениях, состоянии неживой природы, последовательности изменения в среде обитания и жизни растений и животных; приспособлении животных к изменениям);
• Способствовать развитию эстетического восприятия, эмоционального отклика на проявление красоты времён года, его изображениях в произведениях искусства.
• Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающей природе (сезонным изменениям, понимание причинно - следственных связей;
• Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений;
• Обогащать художественно – эстетический опыт детей в процессе приобщения к литературным, музыкальным, художественным образам, раскрывающими мир природы;
• Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности (в рисунках, рассказах, играх);
• Активизировать словарь детей, развивать связную речь (составлять описательные и повествовательные рассказы, развивать речь – доказательство, обогащать словарь за счет слов, отражающих разные сезонные изменения, характеристики состояний и явлений);
• Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.
Планируемый результат:
• сформируются основы экологической культуры дошкольников;
• будет развит познавательный интерес к миру природы;
• сформируются представления об особенностях явлений природы в разное время года;
• сформируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
• будет развиваться творческое мышление детей, сформируется желание отражать свои впечатления от изучения природы через различные виды деятельности;
• пополнится активный словарь детей, будет развиваться связная речь (умение составлять описательные и повествовательные рассказы, пользоваться речью – доказательством, обогащение словаря за счет слов, отражающих разные сезонные изменения, характеристики состояний и явлений);
• дети запомнили и выразительно читают стихотворения по теме проекта;
• разовьется познавательная активность, любознательность, мышление, воображение;
• расширится кругозор детей;
• повысится компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей;
Продукт:
• Лэпбук «Времена года»;
• Стенд «Дерево времён года»;
• Альбомы «Пословицы и поговорки о временах года и погоде»,«Народные приметы о временах года и погоде», «Стихи о временах года и погоде», «Загадки о временах года и погоде», «Природные явления»
• Гербарий «Осенний Калейдоскоп»;
• Выставки детских рисунков и поделок, посвященных временам года;
• Стенгазеты о временах года: «Осень, как ты хороша!», «Наша Зимушка – зима», «Весна – красна», «Здравствуй, лето!»
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, аудиозаписи, магнитофон;
Наглядный дидактический материал в картинках «Времена года»;
Иллюстрации к литературным произведениям;
Картины, иллюстрации на тему «Времена года» (знакомство детей с природой родного края в разное время года,
Календарь природы; природный материал для наблюдений и исследований;
Наглядный и демонстрационный материал, оборудование для экспериментирования и проведения опытов;
Библиотека с познавательной литературой о природе, атрибуты для сюжетно – ролевых игр и праздника;
Настольные дидактические игры;
Игровые и изобразительные материалы (краски, пластилин, бумага, кисточки);
Видеозаписи с мультфильмами и познавательными фильмами по теме проекта;
Каталоги с подборками примет о природных явлениях, поговорками о погоде, загадками о временах года и природных явлениях.