Пегова Галина
Консультация для родителей по развитию речи у детей «У истоков слова»
▼ Скачать + Заказать документы
У истоков слова.
Важная информация для молодых родителей.
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются в …. первые дни его жизни.
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи у детей „У истоков слова“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Многие родители считают, что пока малыш не произнесёт первые слова, говорить с ним не обязательно, поскольку он всё равно ничего не понимает и ничему научиться не может. Но малопонятные звуки, которые малыш начинает воспроизводить в первые месяцы жизни – это уже начало формирования речи. И даже на этом начальном этапе отчётливо видна основная функция – общение. Да-да, кроха уже может и хочет с вами общаться! Чтобы иметь представление, как это лучше сделать, рассмотрим основные ступени формирования речи.
Первый этап: Крик.
Криком ребёнок оповещает своё появление на свет. Когда малыш находится в комфортных условиях, чаще всего он спит, но как только он начинает чувствовать дискомфорт, то криком он привлекает и требует внимания. Когда малыш получает всё, что хочет, у него формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте: мокро, хочет есть или спать, грустно, одиноко. Постепенно, с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Не правда ли, когда малыш зовёт вас, он сначала кричит, а потом ждё т: придёт мама или нет? Потом кричит громче и снова ждёт. Таким образом, ребёнок даёт «собеседнику» возможность включиться в свой первый диалог. Через две недели после рождения можно заметить, что ребё нок начинает реагировать на голос говорящего с ним взрослого человека: перестаёт плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. Не забывайте о главном: во время бодрствования, кормлений, купания – разговаривайте с ребёнком, пойте колыбельные напевные песни. Ребёнку необходимо слушать вас, для того, чтобы научиться понимать обращённую речь. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней, ласковым словом. С каждым днём малыш начинает реагировать на интонацию говорящего, поворачивает голову, следит за ним взглядом. Примерно к третьему месяцу меняется интонация крика. Внимательная мама может выделить много различных оттенков: ворчание, нытьё, резкий, пронзительный, гнев, недовольство. Крик присутствует у ребёнка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. Именно крик и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трё х отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Второй этап: Гуление.
Обычно дети начинают гулить в возрасте одного-двух месяцев и продолжают до полугода. Традиционное гуление – это различные вариации звуков а-аа- агу-агы-гэ и другие варианты. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и в крике важен момент взаимодействия! Конечно, младенец может гулить и в одиночестве, но с появлением мамы, или кого-нибудь из близких, его гуление становится более активным. Если внимательно присмотреться к ребёнку, то можно заметить, что он не просто произносит звуки, а смотрит в ваши глаза, ждёт вашего ответа, он пытается построить полноценный диалог. И этот диалог необходимо поддержать! Ведь во время гуления кроха учится координировать голос и взгляд, что в дальнейшем явится основой любого социального контакта. Отвечайте ребёнку на его языке, поддерживайте и поощряйте его первые «выступления». Малыш будет очень рад вашему вниманию: посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы ответить столь важному собеседнику! Обратите внимание, как он рассматривает ваши губы, и пытается уловить артикуляционные движения! Постепенно он начинае6т произносить длинные цепочки звуков – он пытается подражать вам.
Третий этап: Лепет
По мере развития ребё нка на смену гулению приходит лепет: обычно это происходит в возрасте 6 – 7 месяцев. Малыш начинает произносить отдельные слоги: «ба», «ма», «та» и другие. Сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги появляются в его речи всё чаще и чаще., причё м он начинает повторять их в виде цепочек : ба-ба-ба, ма-ма-ма. В дальнейшем малыш воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или действиями («тик-так», «дай», «бух») И в это время он ещё реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Всё это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если ваш малыш молчит, постарайтесь его расшевелить. Держа ребёнка на руках, чтобы он хорошо видел ваши губы, повторяйте различные слоги, пойте песенки. Читайте простые стихи, а главное, и очень важное условие – как можно больше и чаще разговаривайте с малышом! Ему необходимо слышать речь взрослых! И эта речь должна быть обращена именно к ребёнку, а не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом. Даже если вам кажется, что ребёнок лепечет для себя, он очень стремится к общению с вами. Запомните – общение с помощью «живого слова» имеет наиважнейшее значение на самых ранних этапах развития ребёнка!
Вашему вниманию предлагаю несколько игровых моментов с малышом, которые помогут вам развить чувство взаимного доверия и благоприятно скажутся на речевом развитии ребёнка.
Играем перед кормлением
УПРАЖНЕНИЕ "Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ. "
Положите ребенка на живот, предварительно подстелив пеленку, и помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая на мотив известной детской песенки:
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу,
И на маму не гляжу.
Повторите это упражнение 2 раза.
ИГРА "ДА, ДА, Я ПОЮ ДЕТКЕ ПЕСЕНКУ СВОЮ"
Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик.
Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Поговорите с ребенком, погладьте его, спойте ему песенку, используя самый простой мотив:
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,
Да-да, да-да,
Я пою детке песенку свою.
Да-да, да-да,
Я пою. (имя ребенка) песенку свою!
Повторите игру несколько раз, пока ребенок не устанет лежать на животе.
Играем во время кормления
ИГРА "ХОМЯЧОК"
Возьмите малыша на руки, нежно поглаживайте ему ручки, ножки, проводите пальцем по щечкам и шейке, улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки. В паузах между сосанием ласково приговаривайте:
Хомячок, хомячок -
Хитроумный мужичок.
Хорошо набил он рот,
Хватит хлебушка на год.
ИГРА "КУПЛЮ ДЕТКЕ ЯНТАРИ"
Накиньте себе на плечи яркую косынку или шарфик, когда малыш будет кушать, он обязательно станет внимательно вас рассматривать. В паузах между сосанием приговаривайте:
Ай. тари, тари, тари!
Куплю детке янтари.
Останутся деньги,
Куплю детке серьги,
Останутся пятаки,
Куплю детке башмаки,
Останутся грошики,
Куплю детке ложки,
Останутся полушки,
Куплю детке подушки.
Поглаживайте ручки малыша во время кормления, говоря ему при этом нежные слова. Когда малыш покушает, подержите его у себя на коленях или вертикально на руках, еще раз рассказывая потешку.
Играем во время переодевания
ИГРА "ЗАЙЧИК"
Во время переодевания малыша приговаривайте:
Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко,
По лесной тропинке.
Легко дотрагивайтесь до ножки малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка.
Играем после сна
ИГРА "ВОТ ПРОСНУЛИСЬ"
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая - ягодицы. Ребенок будет находиться в позе, называемой "на весу". В этом положении ваши лица обращены друг к другу.
Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь ему, легко дуя на шейку, прочитайте стишок:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок,
Повернулись
Потягушечки
Потянушечки!
Повторите стишок и игровые приемы несколько раз.
Играем во время бодрствования
ИГРА "НОСИК К НОСИКУ"
Малыш располагается на ваших руках "на весу".
Приближайте свое лицо к его лицу, говоря:
"Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да-да-да. " (произносить протяжно).
На третье "да" прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Если последнее "да" вы пропоете чуть громче, это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая снова и снова этой игры. В какой-то момент прекратите ее, отстранитесь от малыша, приглашая его к общению с вами.
ИГРА "ГДЕ ПАПА? ГДЕ БАБА? ГДЕ ДЕДА?"
Поднесите ребенка к кому-либо из членов семьи, попросите взрослого эмоционально поговорить с малышом, и вы увидите, как он будет внимательно разглядывать лицо человека. Можно ручкой ребенка провести по лицу взрослого, приближаться к его лицу и отдаляться от него, произнося:
Кто нас крепко любит?
Мама, мама (папа, папа или баба, баба).
Кто нас утром будит?
Мама, мама (папа, папа или баба, баба).
Следующий важный этап – это появление первых слов. Об этом я расскажу через несколько дней. Спасибо за внимание!