Медведева Елена
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
С самого раннего детства ребенок знакомится с удивительным явлением народного творчества – сказкой. Такая простая и незамысловатая на внешний вид, но такая удивительная и волшебная, она интересна не только ребенку, но и взрослому. Она знакомит с окружающим миром, миром человеческих взаимоотношений, дает уроки нравственности и сочувствия, представления о морали. Она развивает у детей мышление, воображение, а главное, учит звукам родной речи. Слушая сказки, малыш постигает русский язык, языковую культуру. При повторении и драматизации сказки у ребенка развивается монологическая и диалогическая речь, способность к словотворчеству. Сегодня понятие «сказкотерапия» можно услышать как в педагогике, так и психологии. Что же это такое? Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдения за детьми нашей группы показывают недостаточность развития навыков речевой деятельности. На сегодня мы видим: низкий активный словарь (а он в этом возрасте должен составлять 1500-2000 тыс. слов); проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков; путаница в звуках; путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Маша принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.); неумение создавать полные, логически завершенные рассказы; низкий интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов. А знаете ли вы, что должен уметь ребенок в этом возрасте? - называть свое имя, фамилия, отчество; - называть имена родственников, друзей и знакомых; - описывать увиденную ситуацию; - пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов; - называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный); - называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать); - обобщать предметы (чашка, тарелка, блюдце – это посуда; мишка, машинка, пирамидка – это игрушки); - изменять громкость голоса, говоря громко и тихо; - говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным. Это должен уметь ребенок с нормальным речевым развитием! Как видите, проблема развития речи детей в нашей группе настолько актуальна, что требует немедленного вмешательства взрослых: как воспитателей, так и родителей. Речевое развитие в настоящее время является одним из направлений ФГОС ДОО.
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Обучение детей родному языку в группе осуществляется в разных видах деятельности. Прежде всего, в НОД. При ознакомлении детей со сказкой мы не просто знакомим с ее содержанием, но и беседуем, обыгрываем, драматизируем, придумываем различные концовки, вводим непредвиденные ситуации. Используем такие приемы со сказкой, как: - найти ласковые, красивые слова; - сочинить длинное и смешное слово; - придумать имя герою и др. Большое значение для развития связной речи имеет постановка «проблемных» вопросов. Ведь традиционно вопрос звучит так: куда пошла Красная Шапочка? Мы считаем куда полезнее вопросы поискового характера, начинающиеся со слов: - как ты думаешь (почему волк побежал по короткой дороге) - зачем … - почему…
В своей работе мы используем и такой метод развития творческого воображения как «Закончи сказку». Суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую ему рассказали. А его цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.
Так как речь и ее развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребенка, потому очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Наши малыши называют ее «Игра с язычком». Она очень важна для произношения звуков, при искажении или отсутствии определенных звуков. Такие артикуляционные упражнения, как «надувание щек», «трубочка», «домик», «блины», «качели», позволят активизироваться мышцам языка, щек, губ, тем самым создавая благоприятную основу для правильного произношения.
Привлечение театрализации в развитие речи может способствовать развитию эмоциональности и выразительности речи, улучшит звукопроизношение и интонационную сторону, активизирует словарный запас ребенка. Можно использовать теневой, пальчиковый театры, использовать костюмы и маски для создания интереса у ребенка в процессе драматизации. Лучше всего использовать наиболее подходящие сказки для возраста 3-4 лет : «Колобок», «Три медведя», «Курочка ряба», «Репка».
Таким образом, сказка является отличным средством в решении задач по развитию речи. И наша с вами цель, уважаемые родители, наполнить жизнь ребенка светом мира и добра, нравственности и духовности. Ведь недаром про сказку говорят: «Ее универсальность так же поразительна, как и ее бессмертие…»