Юлия Шинкаренко
Тьюторское сопровождение как современная модель взаимодействия участников образовательного процесса при обучении детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в обществе.
Одним из специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ является предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора.
Приказ Министерства Образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и общеобразовательным программам»
Ассистент – оказывает воспитанникам необходимую ТЕХНИЧЕСКУЮ помощь и тьютор – сопровождающий ребенка с ОВЗ в процессе обучения (из расчета 1 штатная единица на 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом их особенностей и потребностей.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее образование и краткосрочное обучение (инструктаж) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ без предъявления к стажу работы.
Должностные обязанности ассистента:
1. Сопровождение инвалида в образовательной организации.
2. Оказание помощи в передвижении и ориентации в образовательной организации.
3. Оказание помощи в коммуникации.
4. Оказание помощи в использовании технических средств обучения.
5. Оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Таким образом, ассистент не относится к должностям педагогических работников и оказывает техническую помощь в процессе получения образования.
Тьютор – это прежде всего не помощник учителя, а помощник ребенка.
Должность тьютора относится к должностям педагогических работников, требование к квалификации: высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Должностные обязанности тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
1. Педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Выявление индивидуальных образовательных потребностей; участие в разработке Индивидуального образовательного маршрута и учебных планов; подбор и адаптация педагогических средств коммуникации; организация индивидуальной работы по развитию познавательных интересов; участие в реализации адаптированной образовательной программы; взаимодействие с родителями по формированию мотивации к обучению и познавательных интересов обучающихся.
2. Организация образовательной среды для реализации Индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Анализ образовательных ресурсов в организации и семье обучающегося; обеспечение взаимодействия с другими участниками образовательного процесса; обеспечение доступа ребенка к образовательным ресурсам организации; организация зонирования пространства по видам деятельности.
3. Организационно-методическое обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы обучающихся.
4. Подбор и создание методического обеспечения для формирования адаптированной развивающей среды; контроль и оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной программы и адаптированной образовательной программы; консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуальных особенностей ребенка.
Таким образом, тьютор – это педагогический работник, который принимает участие в разработке и реализации образовательной программы.
Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент – это технический
помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в
преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном
учреждении, например, катить коляску, помогать мыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть сопровождающим в случае, если ребенок не видит.
Тьютор – это педагогическая должность, он участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одногруппниками и так далее и тому подобное.
Рекомендации о необходимости сопровождения тьютора или ассистента прописываются в заключении ТПМПК.
Если такие рекомендации отсутствуют в заключении ТПМПК, то консилиумом образовательной организации может принято решение о предоставлении услуг тьюторского сопровождения или ассистента по технической помощи:
• на период адаптации обучающегося в ОУ,
• на какой-либо промежуток времени,
• на постоянной основе.
В связи с тем, что запрос на посещение группы компенсирующей направленности возрос, в нашем ДОУ с 2019 учебного года открылась еще одна группа для детей с ЗПР. Состав этой группы также неоднороден по возрасту и диагнозу. Всего зачислено 14 детей, из них 2 девочки и 12 мальчиков. Диагноз «аутизм» и «РАС» подтвержден ТПМПК у 7 воспитанников. Детей с инвалидностью 6. Трое детей-инвалидов впервые начали посещать ОУ. Основная сложность состоит в том, что у них длительная адаптация, для них характерно «полевое поведение», у них отсутствует понимание бытовой лексики, также агрессивное поведение по отношению к другим детям и самим себе.
Специалисты рекомендуют таким детям гибкий график посещения группы, но не все родители прислушиваются к рекомендациям (часто эти дети находятся в саду более 10 часов вдень и 5 дней в неделю).
Основной запрос родителей, воспитывающих детей с РАС – это адаптация и социализация их детей в группе. Очень сложно работать одному воспитателю с таким неоднородным контингентом. Поэтому встал вопрос о введении новой штатной единицы как тьютор, чтобы хоть как-то облегчить трудовой день воспитателя и помочь ребенку в адаптации.
Тьюторское сопровождение прописали одному воспитаннику и с декабря 2019 года в нашей группе появился тьютор.
Инструменты работы тьютора в ДОУ
Одним из инструмента работы тьютора является беседа с родителями.
При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
Дневник наблюдений.
В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.
Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.
Организация индивидуальных занятий для развития определённых качеств и навыков
Тьютор – это связующее звено между ребенком и воспитателем или учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения. Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитие навыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со концом занятий. В свободной деятельности тьютор организует общение ребенка с одногруппниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время дня не прекращается ни на секунду.
Основная цель тьюторского сопровождения в ДОУ : адаптация ребенка в группе, формирование адекватного поведения, развитие понимания речи, расширение активного и пассивного словаря, формирование предпосылок учебного поведения и развитие познавательных интересов.
Кому положен тьютор?
Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную
субсидию на обучение ребенка с РАС (это касается одинаково и государственных и частных школ, обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК или ИПР.
Спасибо за внимание!