Ирина
Тьюторская позиция воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с детским церебральным параличом
▼ Скачать
Симчат Ирина Ивановна
МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад№39"
Актуальность исследования проблемы «Тьюторская позиция воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с детским церебральным параличом» обусловлена тем, что сегодня рождается все больше детей с различными отклонениями в развитии. Благодаря наличию в детских садах медицинских работников, наряду с педагогами, психологом, дефектологом, логопедом, тьютором, расширяется возможность инклюзивного образования и появляется возможность достаточно успешно обучать детей с серьезными патологиями.
Публикация «Тьюторская позиция воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с детским церебральным параличом» размещена в разделах
Новизна исследования заключается в разработке авторской модели формирования тьюторской позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с детским церебральным параличом, отвечающей современным требованиям.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования тьюторской позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с ДЦП?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования тьюторской позиция воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с детским церебральным параличом.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что тьюторское сопровождение дошкольников будет эффективным, если учтены психолого-физиологические особенности детей с детским церебральным параличом; разработана авторская модель тьюторского сопровождения таких детей воспитателем с тьюторской позицией в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В России тьюторское сопровождение как педагогическая деятельность начало формироваться в 80-х гг. ХХ века в результате реформирования системы отечественного образования. В 1990г. П. Г. Щедровицким для молодых педагогов из различных регионов был подготовлен цикл лекций о новой педагогической единице – тьюторе. По словам автора, тьютор – это противоположность школьному педагогу, так как идеология тьюторства отрицает школоцентрированную педагогику, которая является основой индивидуально-ориентированной педагогической деятельности [14]. Так начала складываться российская практика тьюторства. В течение последующих лет в разных регионах страны начинают появляться и развиваться различные тьюторские практики. Первой российской тьюторской площадкой стала школа «Эврика-развитие» Т. М. Ковалевой и Л. М. Долговой [1].
Т. М. Ковалева тьютором называет человека, сопровождающего выход ребенка на индивидуальную образовательную программу, больше слушающего, больше думающего, для которого важно не говорить, а понимать и молчать. Она установила, что тьютор призван сочетать в себе социальную (организационное и правовое обеспечение обучения, культурно-предметную (ориентация в знаниях и предметах) и антропологическую роли [8].
Что касается дошкольных учреждений, то основные направления работы тьютора :
• общеразвивающее: подбирать виды деятельности, в которых дети будут учиться выбору, осознавать свои первые предпочтения, интересы;
• сопровождение в определенной предметной области: выявление зарождающегося интереса, зафиксировав который тьютор создает условия для его развития;
• сопровождение детей с ОВЗ : изучение их особенностей, подбор различных практик, ресурсов, адаптированных под запросы определенного ребенка и его родителей;
• сопровождение адаптации ребенка [13].
Анализ работ по проблеме тьюторства позволил рассматривать тьютора как профессию и как профессиональную педагогическую позицию. Тьюторская позиция – это позиция человека, который вместе с ребенком проясняет его потребности и возможности, выстраивает личную образовательную траекторию в открытом образовательном пространстве. По мнению С. А. Щенникова, носителем данной позиции может быть тьютор, воспитатель, учитель, классический руководитель, педагог с соответствующей подготовкой, который владеет технологией тьюторского сопровождения [9].
Тьюторское сопровождение – это организованное педагогическое сопровождение с целью оказания учащемся помощи в создании образа будущего и построении максимально адекватной программы для его достижения. Благодаря тьюторскому сопровождению педагог может учитывать интересы всех обучающихся, помогать им отвечать на запросы, осваивать способы освоения новых знаний. Педагог сменяет позицию носителя готовых знаний на организатора проектной, познавательной деятельности подопечных [4].
В условиях инклюзивного образования технология тьюторского сопровождения приобретает специфические особенности: тьютор выступает специалистом, который создает условия для успешной адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в социальную и образовательную среду [3].
Особое место среди всех заболеваний занимает детский церебральный паралич (ДЦП). Сегодня проблема ДЦП имеет не только медицинскую, но и социально-психологическую важность, ведь повышенная раздражительность, двигательная ограниченность, психомоторные нарушения, мешают детям с этим диагнозом усваивать школьную программу, адаптироваться к жизни в обществе [10].
Нарушения, происходящие при детском церебральном параличе (ДЦП) можно охарактеризовать сочетанием триады расстройств: психических, двигательных и речевых, с сопутствующим нарушением слуха, зрения, сенсомоторной чувствительности (Л. А. Данилова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Н. В. Симонова) [2].
Исходя из сложности заболевания, сопровождение детей с ДЦП должно предполагать постоянное присутствие тьютора в течение учебного дня для оказания не только физической, но и психологической помощи. Осуществляя тьюторское сопровождение необходимо помнить, что из-за быстрой мышечной утомляемости детям с церебральным параличом в течение занятия необходимо давать дополнительный отдых. Для таких детей необходимой лечебно-восстановительной процедурой является хорошо зарекомендовавшая себя пальчиковая гимнастика [6].
Сопровождение инклюзивного образования предполагает взаимодействие целевого, эмоционально-мотивационного, содержательного и результативного компонентов [12].
Так как двигательные расстройства являются основным клиническим синдром ДЦП (параличи, насильственные движения, нарушения координации, парезы, формирование костных деформаций и контрактур, то исследование проводилось в этом направлении.
Для изучения проблемы повышение двигательной активности у детей с ДЦП и создания авторской модели тьюторского сопровождения, нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №39 г. Владивостока»,
В процессе диагностического эксперимента участвовали 10 детей с ДЦП от 6 до 7 лет. На первом этапе мы провели диагностику по методу «Проба Руфье», который определяет у детей уровень выносливости (резерв) сердечно-сосудистой системы при любых физических нагрузках. По результатам тестирования можно сказать, что уровень выносливости сердечно-сосудистой системы у всех детей имеет хорошую физическую работоспособность. Этот тест нам позволил определить, что в группу риска дети не попадают и им можно заниматься физическими упражнениями.
Среди базовых диагностических методик особое место занимает тест Ромберга, который помимо диагностики двигательных расстройств, является основной при проведении обследования с целью контроля динамики. При анализе полученных данных на начало обследования координаций движений были выявлены следующие результаты: 50 % детей с трудом удерживает равновесие, движения замедленны, неловки, вычурны, объем их увеличен, 50% детей пробу выполняли недостаточно точно. По результатам тестирования, можно сказать, что у детей выраженные двигательные расстройства.
Мелкая моторика, тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий ребенка. С развитием мелкой моторики тесно связанно развитие речи. Анализируя результаты обследования можно увидеть, что ни у одного ребенка нет среднего и высокого показателя двигательной активности. У всех детей низкий уровень двигательных навыков. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте очень важно, потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти рук и пальцев.
Далее мы продиагностировали детей с помощью теста «Гомункулюс», разработанного A.B. Семенович. Тест предназначен для диагностики соматических нарушений. Данный тест показал, что у всех детей не развита мелкая моторика, есть гипертонус, проблемы с осанкой, логопедические проблемы.
Т. е. исследование подтвердило, что у детей с ДПП выражены различные проблемы с двигательной сферой. Для их решения нами была разработана модель тьюторского сопровождения.
Целевой компонент модели определяет запрос, цель и задачи тьюторского сопровождения. Учитывая запрос на тьюторское сопровождение от педагогов и родителей, общая цель: повышение двигательной активности и помощь детям с детским церебральным параличом в адаптации и интеграции в общество.
Для решения данной цели поставлены задачи:
1. Выбрать эффективные методы, формы и приемы работы с детьми.
2. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
Эмоционально-мотивационный компонент направлен на формирование и развитие положительных мотивов деятельности тьютора и детей. Установление позитивного эмоционального отношения между участниками важно на начальном этапе работы.
Организационно-содержательный компонент – это разработка содержания тьюторского сопровождения, включающая 3 направления деятельности: диагностическая, координационная (взаимодействие с разными специалистами) и консультативная.
Рефлексивный компонент – постоянная обратная связь, позволяющая получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели.
Оценочно-результативный компонент показывает эффективность работы, соответствие достигнутых результатов с целью.
Основным инструментарием в работе с детьми с ДЦП является игровая деятельность. Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.
Основные виды игр, которые используются для коррекции двигательных нарушений: пальчиковые, подвижные, игры-эстафеты, фитбол-гимнастика, игры с песком (сухим и влажным, с прищепками, с различными сортерами, пирамидками, с крупами, игры с элементами пластики и хореографии. Все игры проводятся под музыку
Процесс реализации тьюторской поддержки довольно длительный, поэтому требует участия всех специалистов, которые наблюдают ребенка, но, главная роль все-таки принадлежит тьютору, так как он координирует работу с семьей, разрабатывает различные мероприятия, направленные на развитие родительской компетенции, адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в общество [11].
Проблема формирования тьюторской позиции воспитателя является сложной и требует дальнейшего теоретического и эмпирического исследования.
Список литературных источников
1. Александрова Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока / Александрова Е. А., Андреева Е. А. – Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013. – 156 с.
2. Альманах тьюторских практик и технологий. / Под ред. С. А. Степанова, М. Ю. Чередилиной. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. – 200 с.
3. Волошина Е. А. Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции / Е. А. Волошина – Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013. – 274с.
4. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ [Текст] /Т. П. Дмитриева // Инклюзивное образование. Вып. 3. — М. : Школьная книга, 2010.
5. Зельдин Л. М. Развитие движения при различных формах ДЦП / Л. М. Зельдин. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2014. – 136 с.
6. Инденбаум Е. Л. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Конспекты лекций — Иркутск: ВСГАО, 2014. — 32 с.
7. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. 2010 г. 88 с.
8. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Ковалева Т. М. и др. - М. : СФК-офис, 2012 – 303 с.
9. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая позиция [Текст] / Е. Б. Колосова. — М., 2008.
10. Немкова С. А. Детский церебральный паралич : диагностика и коррекция когнитивных нарушений / Немкова С. А. и др. — М. : Союз педиатров России, 2012. — 60 с.
11. Осокин В. В Детский церебральный паралич : Медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение : монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 307 с.
12. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении : содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора // Коллектив авторов. М. : АПКиППРО. – 208 с. 2009.
13. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве/ Н. В. Рыбалкина. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. – 188с.
14. Тьюторство : идея и идеология [Текст] : материалы I межрегион. конф. / под общ. ред. П. Г. Щедровицкого. - Томск: ТГПУ, 1996. -148 с.