Мельникова Ольга
Творческое объединение «Клякса» Нетрадиционная техника рисования и аппликации с детьми 3–4 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребенка-на кончиках его пальцев.
В. И. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Публикация «Творческое объединение „Клякса“ Нетрадиционная техника рисования и аппликации с детьми 3–4 лет,» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Поделки. Мастерим с детьми
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Поэтому художественная деятельность является важнейшим средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе художественной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, а нетрадиционные техники художественного творчества демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционная техника в рисовании и аппликации доставляет множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать и фантазировать.
Актуальность.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники в художественном творчестве помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
Занятие по программе «Клякса» направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Знакомясь с разнообразием нетрадиционных способов в рисовании и аппликации, их особенностями, многообразием материалов, дети учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки., свою аппликацию.
Нетрадиционная техника в художественном творчестве помогает увлечь детей, поддержать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Клякса».
Занятия строятся по следующему примерному плану.
Создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды. (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, ознакомление с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, подвижные игры)
процесс выполнения работы начинается с анализа объекта изображения или выявления сюжета рисунка, предположений детей по выполнению работы, рекомендаций педагога по композиции и технике его исполнения.
Рассматривание и обсуждение законченной творческой работы с точки зрения задач, поставленных в начале занятия (только положительная оценка, без указаний на ошибки и недостатки).
Цель программы:
Развитие художественно- творческих способностей детей 3-4 лет.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционной техники рисования и аппликации с использованием различных изобразительных материалов.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность.
Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
В программе «Клякса» затрагиваются все образовательные области
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.)
наглядные
практические
игровые.
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность.
Принципы лежащие в основе программы:
доступности (простата, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитан ников в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Ожидаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах в рисовании и аппликации.
- Владение дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными материалами.
- умение самостоятельно применять нетрадиционные техники.
- способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования, аппликации с использованием нетрадиционной техники.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования :
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
рисование по мокрой бумаге;
рисование ватными палочками;
оттиски штампов различных видов;
рисование жесткой кистью (тычок).
бумажная пластика (аппликация)
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду: дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках кружка. Среда с 16.00-до 16.15. Общее количество занятий в год-28.
Срок реализации- 1 год.
Литература.
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I-М. «Издательство Скрипторий 2003», 2007- 80с
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под. ред. Р. Г. Казаковой- М. : ТЦ Сфера, 2006-128с
3. А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. Издательство Академия развития,2007-98с
4. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017 -152с
5. Д. Н. Колдина Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009 -48с
6. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет. Демонстрационные картинки и конспекты занятий. – М. : Издательство ГНОМ, 2017- 48с.
7. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. Изд. : Педагогическое общество России, 2009.- 64с
8. Н. Г. Пищикова Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-48с
9. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Санкт-Петербург: КАРО,2016.-96с
10. И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2017.- 64с