Валентина Долбнева
Творческо-познавательный долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-познавательный долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай»
Творчески - познавательный долгосрочный проект "Родной свой край люби и знай"
Проблема проекта : воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Цель: - формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о родном крае;
• дать представление о возникновении города;
• совершенствовать знания о своем родном городе;
Публикация «Творческо-познавательный долгосрочный проект „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
• воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Ставрополья.
2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
3. Воспитать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, в названиях улиц;
4. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.
5. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
6. Побуждать ребёнка к активности в поиске смысла происходящего.
7. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Задачи воспитательной направленности:
Воспитывать:
• отзывчивость, коммуникативность, стремление сочувствовать,
• уважительное отношение к традициям своего народа,
• заботливое отношение к природе,
• эстетические и патриотические чувства средствами окружающей природы
Задачи развивающей направленности:
• развивать: интерес и любовь к родному краю и умение отражать в продуктивной деятельности;
• воображение, фантазию,
• логическое мышление,
• экологическое сознание, интерес к наблюдению в природе,
• внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов.
Этапы реализация проекта
1этап организационный
Постановка цели, задач.
Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, наблюдений
Создание предметно – развивающей среды (пособия, наглядность,
Фотоальбомы
2 этап внедренческий
Проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов
Разучивание стихотворений
Совместное участие детей и родителей в конкурсах, выставках, праздниках.
3 этап итоговый
Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай!»
Выставка детских рисунков
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
Сформированность у детей нравственно-патриотических чувств к своей малой Родине.
Практическое применение полученных знаний детьми в повседневной жизни.
Актуальность проекта
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.
Нравственно – патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.
Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.
Формы представления результатов
Дидактический материал
Сентябрь
1 неделя
«Мой край родной»
Цель: познакомить детей с названием Ставропольский край, довести до их понимания, что живут они на ставропольской земле; рассказать, кто живет на Ставрополье;
г. Ставрополь; закрепить в речи новые слова; воспитывать любовь к родному краю.
• беседа, рассказы из личного опыта (поездка в г. Ставрополь) ; чтение художественной литературы по теме; вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, слушание и исполнение песен о крае,
• рассматривание цветных иллюстраций иллюстрации с изображением Ставрополя и Ставропольского края,
• рассматривание альбома с иллюстрациями «Кавказ – наш общий дом»
• Путешествие по карте Ставропольского края.
2 неделя «Моя малая Родина»
Цель: познакомить детей с историей Ставрополья, города, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;
- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;
- учить сравнивать описывать, делать выводы. беседа,
• рассказы из личного опыта;
• чтение художественной литературы по теме,
• слушание и исполнение песен о городе,
• экскурсии по городу,
• подвижные игры: «Казаки - разбойники»; «Горелки».
• конкурс чтецов
Викторина «Мой край»
3 - 4 неделя
Дары Ставрополья
Цель: познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов, воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которое щедро одаривает нас своими богатствами. • Сюжетно-дидактические игры: «Семья» – «Собираемся на осеннюю прогулку», «магазин овощей и фруктов», «Консервный завод», «Магазин фруктов», «Овощной магазин»;
• Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Да - нет»;
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов;
• Пословицы и поговорки по теме;
• Отгадывание загадок;
• Составление описательных рассказов, овощи-фрукты.
• Составление рассказа из личного опыта
«Собираем урожай»
• Рисование «Урожай с огорода»;
• Беседа «Прогулка по саду и огороду»;
• Коллективный труд «Готовим салаты из овощей»;
• Наблюдение осенней природы;
• Украшение групповой комнаты осенними букетами, детскими рисунками.
Выставка - конкурс поделок (совместная родителей с детьми) «Осенний калейдоскоп»
Октябрь
1 неделя «Название моего города. Его основание»
Цель: продолжать знакомить с историей родной города и основанием города;
- совершенствовать знания о своем родном городе;
- развивать монологическую, связную речь;
- умело подбирать определения;
- дать представление о возникновении города Изобильного;
- совершенствовать знания о своем родном городе; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине
• Экскурсии в музей детского сада;
• Экскурсия в парк: «Памятные места нашего города».
• Беседы: «Как много мест у нас хороших»;
«Традиции и обычаи в жизни людей»;
«О нашем городе»,
• Слушание и исполнение песен, разучивание танцев
• Сюжетно-ролевые игры:
«Мы пришли в музей»; «Семья встречает гостей» ; «Семья в гостях»; «Праздник»; «Семья на день города», «Семья за чаем».
• Подвижные игры:
«Лапта»; «Золотые ворота»; «Салки»; «Жмурки» «Казаки»; «На охоте»; «Ехал Ваня из Казани»; «С города долой»; «Чай – чай - выручай»; «Пятнашки»; «Мишень» «Аты - баты, шли солдаты»; «Гуси – гуси»; «Городок»; «Лягушки и цапля»; «Дуб – дубок»; «Мы пилили»; «Сбей шапку».
• РИСОВАНИЕ «Любимый уголок города».
2 неделя «День города». Цель: продолжать знакомить с историческим прошлым города;
- воспитывать любовь к родному краю
- воспитывать чувство патриотизма, гордость, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков.
• Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест города.
• Рассматривание фотографий принесённых детьми после праздника Дня города.
• Работа в книжном уголке
• Подвижная игра «Семья» - «Собираемся на праздник»
• Строительные игры «Улицы города»
• Дидактические игры:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Неоконченный рассказ».
Развлечение «На встречу истории»
Цель: закрепить полученные ранее знания, воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к фольклору и удивительным загадкам прошлого Ставрополья, расширить запас слов.
Ноябрь
1-2 неделя Природа Ставрополья
Цель: познакомить детей с природой города Изобильного в прошлом столетии, воспитывать заботливое и уважительное отношение к родным просторам, обратить внимание на изменения в природе по происшествию времени • Рассматривание карта-схема города, картинок с изображением деревьев и кустарников этих мест
• «О растениях украшающих родной город»;
• Знакомство с Красной книгой.
• Загадки о растениях (цветах, деревьях, кустарниках) .
• беседа «Деревья нашего двора»;
• Сюжетно- дидактические игры:
«Юные защитники природы», «прогулка по осеннему парку»;
• Строительная игра «Домик лесника»;
• Дидактические игры:
«Выиграй приз», «Ветерок», «Геометрическая мозаика»;
«Старичок – Лесовичок»- Аппликация
научить с помощью объемной аппликации делать природный пейзаж из разных круп, развивать творчество, закреплять умение работать коллективно.
3-4 неделя Животные Ставропольского края
Цель: закреплять и пополнять знания о животных Ставропольского края, развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познаниям нового, развивать умение строить высказывания типа рассуждений. • сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;
• разучивание стихов о животных;
• игры-драматизации сказок о животных;
• рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных,
• беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных;
• развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т. д. ;
• наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними) ;
• мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме) ;
• создание коллекции «Животные нашего края»;
• организация фотовыставки домашних животных,
• чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме;
• педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора по теме (животное попало в капкан; у него перебита лапа;
что будет с человеком, если не станет животных и др.) ;
отгадывание и составление загадок по теме;
рассказы о домашних животных (из личного опыта,
• творческое рассказывание («Животное, о котором мечтаю»). Проектная деятельность (составление памятки о внимательном и бережном отношении человека к животным; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких животных на дороге, «Дикие животные», «Перегон скота») .
«Позаботимся о птицах» - изготовление кормушек для участка детского сада
Декабрь
1-2 неделя Традиционная русская одежда
Цель: дать представление о русских костюмах – мужских и женских;
• составление рассказов «Что скажут нам старые вещи»;
• «Из бабушкиного сундучка»- рассказы об одежде;
• Рисование старинной русской одежды;
• Чтение стихотворений, сказок;
• Сюжетно – ролевые игра «Как в старину», «Семья»;
Январь
4 неделя Посуда.
Цель: продолжать знакомить с историей посуды, продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев. • Рассматривание посуды.
Определение назначения – из чего сделана посуда?
• Лепка «Посуда»;
• Рисование «Роспись посуды»;
• Д/ и «Узнай по описанию»;
• Беседы «Русские народные промыслы»
Сюжетно – ролевые игры «семья» и «к нам гости пришли»;
• Народные подвижные игры :
«Жмурки», «Пятнашки с мячом», «Палочка – выручалочка»;
Оформление альбома с рецептами блюд (совместное творчество родителей с детьми)
Февраль
«Масленица – зиме конец, весне – начало»
Цель: познакомить детей с древним русским праздником, объяснить его происхождение и назначение. Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно. • Беседа «Народные праздники на Руси. Масленица»
• Сюжетно-ролевая игры: «Семья», «Мы идем в гости», «К нам гости пришли»
• Подвижные игры: «Каравай», «Гори, гори ясно!», «Ручеек»
• Игры-соревнования: «Перетяни канат», «Поезд», «Гусеница»
• Дидактические игры: «Кузовок», «Ручеек», «Неоконченный рассказ»
• Загадки
Развлечение «Масленичные гуляния»
Март
3 неделя «Жилище крестьян»
Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту крестьян, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты.
• Воспитатель предлагает отправиться в «гости» в 1885 год. Используя картины и фотографии знакомятся с городом, двором, внутренним обустройством хаты крестьян.
• Рисование «Так стало»
Цель: расширять представление детей об архитектурных изменениях, учить соотносить и отображать увиденное, передавать в сюжетном рисунке характерные особенности строений данного времени, закреплять умение работать сообща.
• Конструирование
Цель: закреплять представление детей о строении хат крестьян, располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу, придерживаться основных прицепов, формировать чувство взаимопомощи в коллективной работе.
Интегрированное занятие «Знакомство с бытом»
Апрель
1 неделя Профессии на селе
Цель: объяснить детям, что существуют различные профессии, развивать у детей навыки творческого рассказывания, обогащать их словарь по теме занятия, уточнить знания детей - люди каких профессий трудятся на селе. • Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
• Беседы о профессиональных действиях механизаторов, агрономов, комбайнеров, водителей, учителей, продавцов, бухгалтеров и т. д.,
«Машины на нашей улице»,
«Все работы хороши, выбирай на вкус»;
• Загадки, пословицы о профессиях;
• Рассматривание картинок, иллюстраций,
• Развивающие игры «Профессии», «Чей предмет», «Подбери родственное слово».
Май
1-2неделя
Войной опаленная память.
Цель: Познакомить детей с именами героев города Изобильного,
что такое героизм.
Беседа: «Что такое героизм»
Рассматривание медалей, орденов.
Слушание песен времен Великой Отечественной войны.
Рисование: «Салют»
Чтение произведений.
Праздник «День Победы»
3-4 неделя
Хлеб
Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей, растящих хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
• Составление рассказа по плану «Откуда хлеб пришёл?»
• Беседы «Хлеб всему голова»,
«Культура поведения за столом»;
• Чтение стихотворений С. Погорельского и
И. Лопухиной, разучивание Ю Ждановской «Нива»
• Рассматривание иллюстраций по теме
• Развитие речи «О тех, кто хлеб растит»
• Рисование «Урожай»
• Коллективный труд «Булочки из сдобного теста»
• Сюжетно-дидактические игры: «Мы – хлеборобы», «Что делают из муки»
• Строительные игры: «Комбайн», «Гараж»
• Дидактические игры: «Бабушка укладывает в чемодан», «Звук потерялся»
• Конструирование из конструкторов типа Лего;
• Экспериментирование со злаковыми культурами
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о родном крае
Развитие любознательности и познавательных способностей детей
Развитие творческого воображения
Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т. д.
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности