Нина Карпова
«Родной свой край люби и знай». Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Радуга»
Воспитатель: Карпова Н. В.
п. г. т. Красная Гора
2018
Пояснительная записка к методической разработке долгосрочного проекта по нравственно - патриотическому воспитанию
"Родной свой край, люби и знай".
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Публикация «„Родной свой край люби и знай“, Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Интеграция образовательной области «Социализация» с другими областями.
Образовательная область «Социализация» интегрируется с такими областями, как
«Коммуникация»– развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, мире.
«Познание» – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире.
«Труд» – формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
«Социализация» – приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
«Чтение художественной литературы» – использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире.
«Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация».
«Музыка»- развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
- Семья.
- Детский сад.
- Родная улица.
- Родной поселок.
- Страна, ее столица, символика.
- Права ребенка.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
- беседы;
- занятия;
- рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения, конкурсы;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
- сочинение рассказов и сказок о семье;
- создание мини-проектов.
Формы работы с родителями:
- беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта,
анкетирование, дни открытых дверей, фотоконкурсы, праздники.
Сентябрь - «Моя семья».
1. Беседа на тему: «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Дидактические игры - «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по- другому».
3. Рисование на тему: «Я и моя семья».
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Работа с родителями: тематическая беседа - «Семейные реликвии».
Октябрь - «Я люблю свой детский сад».
1. Беседа на тему: «Наши добрые дела».
2. Сбор опавших листьев, помощь в уборке территории.
3. Рисование на тему: «Там, где я живу, красиво».
4. Составление схемы - «Я иду в свой детский сад».
5. Работа с родителями: собрание на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника».
Ноябрь - «Я живу на земле Красногорской».
1. Игра – путешествие: «Я живу на земле Красногорской».
2. Рассматривание картинок - «Брянский край».
3. Беседа на тему: «Красная книга области».
4. Прогулка - «Белая берёза под моим окном».
5. Работа с родителями: консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья".
Декабрь - «Наша Родина – Россия».
1. Беседа на тему: «Я люблю тебя, Россия».
2. Дидактическая игра: «Кто живёт в нашем поселке».
3. Беседа: «Государственная символика России».
4. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины».
5. Работа с родителями: конкурс "Золотой ключик к сердцу ребенка" (первый этап)
Январь - «Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему: «Народно-прикладное искусство России».
2. Лепка дымковской игрушки - «Свистулька».
3. Рисование - «Матрёшка».
4. Беседа: " С днем рождения Родной поселок".
5. Работа с родителями: конкурс «Золотой ключик к сердцу ребенка» (второй этап)
Февраль - «День защитника Отечества».
1. Беседа на тему: «О защитниках нашей Родины».
2. Рассматривание иллюстраций - «Военная техника на боевом посту».
3. Открытое занятие на тему: "Солдатом быть - Родине служить".
4. Ручной труд: «Подарок для пап и дедушек».
5. Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап: «Есть такая профессия – Родину защищать».
6. Конкурс поделок на тему: "Военная техника".
Март - «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
1. Беседа на тему: «Мама – самое прекрасное слово на земле».
2. Составление рассказов из личного опыта - «Моя мама лучше всех».
3. Рисование: «Портрет моей мамы».
4. Чтение стихов о маме.
5. Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца».
Апрель – «Родная природа».
1. Беседа о реке Беседь, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2. Рисование на тему река «Беседь».
3. Аппликация «Подводное царство».
4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке».
5. Посадка цветов совместно с воспитателем и детьми.
Май - «Этот день победы».
1. Беседа на тему: «Этих дней не смолкнет слава».
2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
3. Встреча с фронтовиком.
4. Ручной труд «Изготовление книги о войне».
5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.
6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
Планируемые результаты.
- Дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
- С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.
- Хорошо знают свои имена, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляют доверие к миру.
- Проявляют любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада.
- Интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опираются на нравственные представления.
- Проявляют интерес к селу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.
- Знают название своей страны, ее государственные символы, испытывают чувство гордости за свою страну.
- Проявляют познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.
- Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Литература.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика Синтез 2015г.
2. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с окружающим миром» М,1989г.
3. Нравственное воспитание в детском саду /под редакцией Н. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой М,1984г.
4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
5. О. Б. Дыбина. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада: конспекты занятий/ О. Б. Дыбина. – М. ; Мозаика-Синтез, 2010г.
6. Поштарева Т. «Патриотическое воспитание». Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2010г.
7. ГерасимоваЗ., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай» Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2001г.
8. Е. Евдокимова. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2005г.
9. Т. Поштарева. Патриотическое воспитание. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2010г.
10. О. Алексеева, Л. Петропавловская. Задания для маленьких патриотов. Журнал «Ребенок в детском саду» №2 2010г.
11. Интернет – ресурсы.