Папки-передвижки

Творческо-педагогический проект «Сказки-шумелки» для старших дошкольников

Коржукова Светлана
Творческо-педагогический проект «Сказки-шумелки» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта: краткосрочный

Срок реализации: 11марта -29 марта 2023 г.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, познавательный, практический, игровой.

Содержание краткосрочного проекта «Сказки-шумелки»

Этапы Сроки Формы работы Содержание

Подготовительный этап 11-15 марта Организационная. - подбор методической литературы;

- поиск музыкального материала;

- подготовка музыкальных инструментов;

- изучение материала для реализации проекта.

Темочки:

Основной этап 18-27 марта Дидактическая, познавательная, исследовательская. - знакомство с различными видами звуков;

- знакомство с музыкальными инструментами;

- создание музыкального инструмента своими руками;

- практическая деятельность: проведение сказок-шумелок

Заключительный этап 28-29 марта Подведение итогов,

выставка,

фестиваль -коллективная реализация проекта;

- проведение музыкального мероприятия «Сказки-шумелки»

Актуальность:

В дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир. Неотъемлемой частью окружающего мира являются звуки природы. Становится необходимым создание условий для активного экспериментирования со звуками.

Сказка-шумелка, одна из доступных форм музицирования для детей. Через сказку дети реализуют свои представления об озвучиваемых образах.

Актуальной становится поддержка и развитие потребностей ребёнка к самовыражению через звук. У детей развиваются слух, ритм, память, воображение и выдержка. Всё это способствует творческому развитию детей.

Сказка, озвученная шумовыми предметами, преподнесённая в виде игры-находка для увлекательных занятий с детьми. Дети получают удовольствие и учатся в состоянии радости.

Стеснительные и замкнутые дети, играющие на шумовых и музыкальных инструментах, со временем раскрепощаются, раскрываются с разных сторон.

Совместное музицирование всегда сопровождается положительными эмоциями. Дети учатся общаться и взаимодействовать между собой, у них развивается уважительное и доброжелательное отношение друг к другу,

Формируется готовность к совместной деятельности.

Задачи проекта:

-развивать музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха, тактильных ощущений у детей дошкольного возраста;

-создавать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении;

-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка;

-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Методическое пособие:

-картотека «Сказок – шумелок»,

-музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т. д.

-музыкальные инструменты (самодельные): пакет – шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т. д.

-детская художественная литература.

Планируемые результаты:

· В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах более успешно развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста.

· Умеют сравнивать высоту звуков, их длительность, темп, тембр, динамику.

· Дети проявляют интерес к миру музыки, способны эмоционально воспринимать и осмысливать целостный музыкальный образ.

· Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение. Открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность.

· Формируется любовь к процессу познания окружающего мира.

· Ребенок переживает эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Этапы реализации проекта «Музыкальные сказки – шумелки»

1. Подготовительный этап.

На данном этапе осуществляется подбор методической литературы, поиск

музыкального материала, подготовка музыкальный инструментов и

материал, а также изучение материалов для реализации проекта. Так же

проводится беседа с воспитателями о целях и задачах проекта, привлечение

их к сотрудничеству, так как с дошкольного возраста мы должны создавать

условия для общения детей с музыкой, развивать их эмоции, чувства,

воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей

предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе

деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает

участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух,

ритм, память, формирует навыки вербального и невербального общения,

формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки

мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные

способности, является универсальным средством развития творчества детей,

их воображения и фантазии.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с

шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-

шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных

и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст

составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность

что-либо изобразить шумом.

Играя на музыкальных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков.

А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в

процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью,

удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

2. Основной этап.

Познавательное развитие

Беседы: «Где живут звуки?», «Какие бывают звуки?»

Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты»

Самое первое что стоит сделать – это подвести детей к пониманию причин возникновения звука, конечно же в игровой форме. Можно похлопать в ладоши, потопать ногами, постучать по столу. Так же стоит рассказать о том какие бывают звуки – низкие или высокие, протяжные или короткие, а так же громкие или тихие.

А для того, чтобы детям было интереснее – можно использовать примитивный музыкальный инструмент – бутылка с крупой. Смысл игры заключается в том, чтобы посмотреть, как меняется звук в зависимости от размера крупы насыпанной в бутылку.

На следующем занятии мы рассказали детям какие бывают музыкальные инструменты, а так же поиграли в дидактические игры «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», лото «Музыкальные инструменты»

Социально – коммуникативное развитие

Изготовление шумовых инструментов.

Речевое развитие

Загадывание загадок.

Составление рассказов об инструменте, сделанном своими руками.

Чтение сказок: «Трусливый заяц», «Чей голос лучше?», «Страшный пых»,

Художественно-эстетическое развитие

Совместный подбор шумовых инструментов; Подбор нужного приёма игры;

Лепка : украшение музыкальных инструментов.

3. Заключительный этап.

· Оформление наглядной информации в родительский уголок

· Консультация для родителей «Оркестр дома»

· Консультация для педагогов ДОУ «Сказки – шумелки, как

инновационная форма музыкально-ритмических игр»

· Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов.

Продукт проекта:

· мини-музей музыкальных инструментов.

· Беседа –концерт «Как появились музыкальные инструменты?»

· Картотека «Сказки – шумелки»

· Подготовка и проведение фестиваля «Музыкальные сказки - шумелки» Озвучено 3 сказок: «Заяц-трусишка», «Страшный Пых», «Чей голос лучше»

Итоги проекта «Музыкальные сказки – шумелки»:

Изучив литературу по данной проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи, которые определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:

· Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;

· Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

· Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

· Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

· Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

· Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

· Развиваются концентрация внимания и выдержка;

· Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

· Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

Методическая литература:

Е. Железова «Сказки-шумелки»

Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа.»

Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ для реализации проекта

1. ЛИСА И РЫБА

3 мин 08 сек. 6 шумов

Вёз как-то дед на санях рыбы целый

мешок. Лошадка бежит, копытами

стучит, бубенчиком звенит.

БУБЕНЦЫ / ТРУБОЧКА

Видит дед – на дороге лиса лежит,

обрадовался: «Вот будет моей

старухе воротник на шубу!» - Бросил

он лису в сани,

БАРАБАН ИЗ ЖЕЛЕЗНОЙ БАНКИ

а сам пошёл впереди. ЦЕЛЛОФАН / ШУРШАЛКИ

Лошадка бежит, колокольчиком

звенит

БУБЕНЦЫ / ТРУБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза

по рыбке, да по рыбке

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО

Выбросила всю рыбку и сама

убежала

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

4 мин 16 сек 13 шумов

Жила-была в большом доме

маленькая мышка. Сидела она на

кухне за холодильником. Сидела,

сидела и заскучала.

«Там в комнате - светло» - сказала

мышка,

МЕТАЛЛОФОН

«Там много места и можно бегать и

танцевать!»

МЕТАЛЛОФОН

Она вылезла из норки и побежала к

знакомому Таракану.

СТУЧАТЬ ДЕРЕВЯННОЙ

ПАЛОЧКОЙ ПО КОРОБОЧКЕ

Усатый Таракан сидел под большим

пакетом.

РАСЧЁСКА

Мышка спросила у Таракана: «Ты

можешь сыграть или спеть? А я буду

танцевать!»

«Мне некогда, я ищу себе еду», -

сказал Таракан и уполз.

РАСЧЁСКА

И побежала мышка дальше. СТУЧАТЬ ПАЛОЧКОЙ В

КОРОБОЧКЕ

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей

летит Муха.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/

ЦЕЛОФАНОВЫЕ ПАЛОЧКИШУРШАЛОЧКИ

Мышка ей и говорит: «Ты можешь

сыграть или спеть? А я буду

танцевать!»

«Я устала и буду отдыхать!» -

прожужжала Муха и села на стол.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ

И побежала мышка дальше. Бежит

она, бежит, а с потолка на паутинке

спускается Паучок.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

Мышка ему и говорит: «Ты можешь

сыграть или спеть?

А я буду танцевать!». Ничего не

сказал Паучок и убежал.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

И побежала мышка обратно к себе

домой и вдруг услышала тихую

музыку.

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

Мышка подошла к большим часам, а

они застучали ещё громче:

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

«Какая красивая музыка!», - сказала

мышка и стала танцевать.

СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С

ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ

3. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

2мин 52 сек. 9 шумов

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик

в кустах вдруг как зашуршит!

ЦЕЛЛОФАНОВЫЕ ПАЛОЧКИШУРШАЛОЧКИ

Испугался заяц и - бежать. ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ ПО

СТОЛУ

Бежал, бежал и присел на пенёк

отдохнуть,

а дятел на сосне как застучит!

СТУЧАТЬ ДЕРЕВЯННОЙ

ПАЛОЧКОЙ ПО КОРОБОЧКЕ

Бросился заяц бежать. ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ ПО

СТОЛУ

Бежал, бежал, забежал в самую чащу,

а там сова крыльями как захлопает.

РЕМЕНЬ

Побежал заяц из леса к речке. БАРАБАН ИЗ ЖЕЛЕЗНОЙ БАНКИ

(быстро)

А на берегу речки лягушки сидели. КАСТАНЬЕТЫ

ДЕРЕВЯННЫЕ/МАЛЫЕ

Увидели они зайца – и прыг в воду МЕТАЛЛОФОН

Заяц обрадовался и говорит:

- А звери меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно

в лес.

ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ ПО СТОЛУ

Публикации по теме:

«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России". Соавторы: Минчукова.

Консультация для родителей «Сказки-шумелки»Консультация для родителей «Сказки-шумелки» В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки для малышей с забавным шумовым оформлением.

Педагогический проект «Что за чудо эти сказки»Педагогический проект «Что за чудо эти сказки» Проблема: С развитием информационных технологий, загруженности родителей на работе, снизилась возможность чтения детям сказок, художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-педагогический проект «Сказки-шумелки» для старших дошкольников
Опубликовано: 21 января 2025 в 11:52
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческо-педагогический проект «Сказки-шумелки» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Коржукова Светлана (УИ 516468) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД