Коржукова Светлана
Творческо-педагогический проект «Сказки-шумелки» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: краткосрочный
Срок реализации: 11марта -29 марта 2023 г.
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, познавательный, практический, игровой.
Содержание краткосрочного проекта «Сказки-шумелки»
Этапы Сроки Формы работы Содержание
Подготовительный этап 11-15 марта Организационная. - подбор методической литературы;
- поиск музыкального материала;
- подготовка музыкальных инструментов;
- изучение материала для реализации проекта.
Темочки:
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Сказки. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Основной этап 18-27 марта Дидактическая, познавательная, исследовательская. - знакомство с различными видами звуков;
- знакомство с музыкальными инструментами;
- создание музыкального инструмента своими руками;
- практическая деятельность: проведение сказок-шумелок
Заключительный этап 28-29 марта Подведение итогов,
выставка,
фестиваль -коллективная реализация проекта;
- проведение музыкального мероприятия «Сказки-шумелки»
Актуальность:
В дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир. Неотъемлемой частью окружающего мира являются звуки природы. Становится необходимым создание условий для активного экспериментирования со звуками.
Сказка-шумелка, одна из доступных форм музицирования для детей. Через сказку дети реализуют свои представления об озвучиваемых образах.
Актуальной становится поддержка и развитие потребностей ребёнка к самовыражению через звук. У детей развиваются слух, ритм, память, воображение и выдержка. Всё это способствует творческому развитию детей.
Сказка, озвученная шумовыми предметами, преподнесённая в виде игры-находка для увлекательных занятий с детьми. Дети получают удовольствие и учатся в состоянии радости.
Стеснительные и замкнутые дети, играющие на шумовых и музыкальных инструментах, со временем раскрепощаются, раскрываются с разных сторон.
Совместное музицирование всегда сопровождается положительными эмоциями. Дети учатся общаться и взаимодействовать между собой, у них развивается уважительное и доброжелательное отношение друг к другу,
Формируется готовность к совместной деятельности.
Задачи проекта:
-развивать музыкальный слух, музыкальные способности
(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха, тактильных ощущений у детей дошкольного возраста;
-создавать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении;
-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.
Методическое пособие:
-картотека «Сказок – шумелок»,
-музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т. д.
-музыкальные инструменты (самодельные): пакет – шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т. д.
-детская художественная литература.
Планируемые результаты:
· В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах более успешно развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста.
· Умеют сравнивать высоту звуков, их длительность, темп, тембр, динамику.
· Дети проявляют интерес к миру музыки, способны эмоционально воспринимать и осмысливать целостный музыкальный образ.
· Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение. Открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность.
· Формируется любовь к процессу познания окружающего мира.
· Ребенок переживает эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
Этапы реализации проекта «Музыкальные сказки – шумелки»
1. Подготовительный этап.
На данном этапе осуществляется подбор методической литературы, поиск
музыкального материала, подготовка музыкальный инструментов и
материал, а также изучение материалов для реализации проекта. Так же
проводится беседа с воспитателями о целях и задачах проекта, привлечение
их к сотрудничеству, так как с дошкольного возраста мы должны создавать
условия для общения детей с музыкой, развивать их эмоции, чувства,
воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.
Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей
предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе
деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает
участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух,
ритм, память, формирует навыки вербального и невербального общения,
формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки
мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные
способности, является универсальным средством развития творчества детей,
их воображения и фантазии.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с
шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-
шумелок.
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных
и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст
составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность
что-либо изобразить шумом.
Играя на музыкальных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков.
А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в
процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью,
удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
2. Основной этап.
Познавательное развитие
Беседы: «Где живут звуки?», «Какие бывают звуки?»
Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты»
Самое первое что стоит сделать – это подвести детей к пониманию причин возникновения звука, конечно же в игровой форме. Можно похлопать в ладоши, потопать ногами, постучать по столу. Так же стоит рассказать о том какие бывают звуки – низкие или высокие, протяжные или короткие, а так же громкие или тихие.
А для того, чтобы детям было интереснее – можно использовать примитивный музыкальный инструмент – бутылка с крупой. Смысл игры заключается в том, чтобы посмотреть, как меняется звук в зависимости от размера крупы насыпанной в бутылку.
На следующем занятии мы рассказали детям какие бывают музыкальные инструменты, а так же поиграли в дидактические игры «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», лото «Музыкальные инструменты»
Социально – коммуникативное развитие
Изготовление шумовых инструментов.
Речевое развитие
Загадывание загадок.
Составление рассказов об инструменте, сделанном своими руками.
Чтение сказок: «Трусливый заяц», «Чей голос лучше?», «Страшный пых»,
Художественно-эстетическое развитие
Совместный подбор шумовых инструментов; Подбор нужного приёма игры;
Лепка : украшение музыкальных инструментов.
3. Заключительный этап.
· Оформление наглядной информации в родительский уголок
· Консультация для родителей «Оркестр дома»
· Консультация для педагогов ДОУ «Сказки – шумелки, как
инновационная форма музыкально-ритмических игр»
· Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов.
Продукт проекта:
· мини-музей музыкальных инструментов.
· Беседа –концерт «Как появились музыкальные инструменты?»
· Картотека «Сказки – шумелки»
· Подготовка и проведение фестиваля «Музыкальные сказки - шумелки» Озвучено 3 сказок: «Заяц-трусишка», «Страшный Пых», «Чей голос лучше»
Итоги проекта «Музыкальные сказки – шумелки»:
Изучив литературу по данной проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи, которые определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:
· Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
· Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;
· Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;
· Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;
· Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;
· Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;
· Развиваются концентрация внимания и выдержка;
· Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;
· Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;
Методическая литература:
Е. Железова «Сказки-шумелки»
Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа.»
Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ для реализации проекта
1. ЛИСА И РЫБА
3 мин 08 сек. 6 шумов
Вёз как-то дед на санях рыбы целый
мешок. Лошадка бежит, копытами
стучит, бубенчиком звенит.
БУБЕНЦЫ / ТРУБОЧКА
Видит дед – на дороге лиса лежит,
обрадовался: «Вот будет моей
старухе воротник на шубу!» - Бросил
он лису в сани,
БАРАБАН ИЗ ЖЕЛЕЗНОЙ БАНКИ
а сам пошёл впереди. ЦЕЛЛОФАН / ШУРШАЛКИ
Лошадка бежит, колокольчиком
звенит
БУБЕНЦЫ / ТРУБОЧКА
А лисичка стала выбрасывать из воза
по рыбке, да по рыбке
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО
Выбросила всю рыбку и сама
убежала
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ
4 мин 16 сек 13 шумов
Жила-была в большом доме
маленькая мышка. Сидела она на
кухне за холодильником. Сидела,
сидела и заскучала.
«Там в комнате - светло» - сказала
мышка,
МЕТАЛЛОФОН
«Там много места и можно бегать и
танцевать!»
МЕТАЛЛОФОН
Она вылезла из норки и побежала к
знакомому Таракану.
СТУЧАТЬ ДЕРЕВЯННОЙ
ПАЛОЧКОЙ ПО КОРОБОЧКЕ
Усатый Таракан сидел под большим
пакетом.
РАСЧЁСКА
Мышка спросила у Таракана: «Ты
можешь сыграть или спеть? А я буду
танцевать!»
«Мне некогда, я ищу себе еду», -
сказал Таракан и уполз.
РАСЧЁСКА
И побежала мышка дальше. СТУЧАТЬ ПАЛОЧКОЙ В
КОРОБОЧКЕ
Бежит мышка, бежит, а навстречу ей
летит Муха.
ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/
ЦЕЛОФАНОВЫЕ ПАЛОЧКИШУРШАЛОЧКИ
Мышка ей и говорит: «Ты можешь
сыграть или спеть? А я буду
танцевать!»
«Я устала и буду отдыхать!» -
прожужжала Муха и села на стол.
ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ
И побежала мышка дальше. Бежит
она, бежит, а с потолка на паутинке
спускается Паучок.
РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА
Мышка ему и говорит: «Ты можешь
сыграть или спеть?
А я буду танцевать!». Ничего не
сказал Паучок и убежал.
РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА
И побежала мышка обратно к себе
домой и вдруг услышала тихую
музыку.
КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ
Мышка подошла к большим часам, а
они застучали ещё громче:
КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ
«Какая красивая музыка!», - сказала
мышка и стала танцевать.
СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ
3. ЗАЯЦ В ЛЕСУ
2мин 52 сек. 9 шумов
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик
в кустах вдруг как зашуршит!
ЦЕЛЛОФАНОВЫЕ ПАЛОЧКИШУРШАЛОЧКИ
Испугался заяц и - бежать. ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ ПО
СТОЛУ
Бежал, бежал и присел на пенёк
отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
СТУЧАТЬ ДЕРЕВЯННОЙ
ПАЛОЧКОЙ ПО КОРОБОЧКЕ
Бросился заяц бежать. ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ ПО
СТОЛУ
Бежал, бежал, забежал в самую чащу,
а там сова крыльями как захлопает.
РЕМЕНЬ
Побежал заяц из леса к речке. БАРАБАН ИЗ ЖЕЛЕЗНОЙ БАНКИ
(быстро)
А на берегу речки лягушки сидели. КАСТАНЬЕТЫ
ДЕРЕВЯННЫЕ/МАЛЫЕ
Увидели они зайца – и прыг в воду МЕТАЛЛОФОН
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно
в лес.
ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ ПО СТОЛУ