Галина Альбрехт
Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»г. Сыктывкара
Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки-куклы – пеленашки» .
Составитель : воспитатель
Альбрехт Г. И.
Сыктывкар 2022
1. Паспорт проекта 2
2. Введение 3
3. Актуальность проекта 4
4. Цель и задачи проекта 5
5. Этапы проекта 6
6. Ожидаемый результат 7
7. Список литературы 8
8. Приложения 1 Консультации для родителей
Публикация «Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) „Милашки — куклы-пеленашки“» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Младшая группа
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
1.«Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
2. Консультация для родителей «История возникновения русской тряпичной куклы».
3. Консультация для родителей. Народная тряпичная кукла – как
традиционный элемент воспитания детей 9-15
9. Приложение 2 Стихи о куколке 15-17
10. Приложение 3 Колыбельные песенки 17-18
11. Приложение 4 Хороводные игры 18-19
12. Приложение 5 Потешки детям 19-21
13. Приложение 6 Считалки для малышей 21
14 Приложение 7 Пословицы, поговорки, цитаты, стихи о куклах 22-23
15 Приложение8. Беседы
«Что за куколка такая?» 23-24
16 Приложение 9.
1. НОД «Милашки-куклы пеленашки»
2. НОД «Обереговая и обрядовая народная кукла»
3. НОД «Колыбельная»
4. НОД «Какие бывают куклы» 24-25
17. Приложение10. Беседы 25
18.
Фотоотчет 25-27
Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки-куклы – пеленашки» .
Вид проекта : творческо-информационный
Сроки реализации проекта : среднесрочный
Участники проекта :
- дети первой младшей группы (от года до 3 лет) -педагоги;
-родители (законные представители) воспитанников
Количество детей;21 воспитанник
Воспитание, лишенное народных корней,-
бессильно. Воспитание, созданное самим
народом и основанное на народных
началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах.
К. Д. Ушинский
Актуальность проекта.
Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много
разных открытий, нововведений, инноваций. Наша жизнь не стоит на месте,
она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети
меняются, природа переживает включение людей, их техногенный процесс.
Но как и много лет назад, так и сейчас каждый ребенок появляется на свет,
растет, познает окружающий и предметный мир через игру.
Современный мир переполнен информацией. Дети, окунувшись в
него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим
сказкам, традициям, игрушкам, им на смену приходят мультфильмы и
компьютерные игры Запада. В каждой семье есть игрушки, много игрушек.
Порой они не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним
у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. Родители чаще
проговаривают о том, что им легче выбросить и купить новую, современную,
чем привести в порядок игрушку вместе с ребенком.
Сменяющееся поколение все реже проявляет интерес к своей русской
истории, не прививая этот интерес своим детям. Поэтому педагоги нашего
ДОУ ставят перед собой цель – формирование бережного отношения и
любви к своей истории и традициям.
Одним из направлений работы педагогов нашего дошкольного
учреждения является социально - нравственное развитие детей дошкольного
возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему
народу. Педагоги понимают, что детям дошкольного возраста важно и
необходимо передавать опыт предков по возращению традиций и обычаев
русского народа; по становлению гордости за свою необъятную Родину.
В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры
личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится
и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке
уважение к традициям и обычаям своего русского народа, старшему
поколению, любовь к родному языку и природе.
Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции,
культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость
за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и
нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и
жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной
куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться,
фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к
народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна
ребенку.
Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.
Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.
сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети.
Через
кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.
Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
К. Д. Ушинский писал, дети должны, начиная с раннего возраста, усваивать элементы
Народной культуры, владевать родным языком, знакомиться с произведениями народного творчества и постоянно играть.
Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей огромное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти..
В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
Действительно в жизни ребенка игрушка имеет большое значение.
Дети дошкольного возраста вместе с куклой создают свой воображаемый мир
или знакомятся с действительностью, создают совместную с педагогом,
сверстниками проблемную ситуацию или посредством действий, обыгрывания, знакомятся с поступками, как положительными, так и отрицательными.
Проблематика
У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной
тряпичной кукле. Причины: незнание истории возникновения народной
куклы. Отсутствие в группах развивающей среды для ознакомления,
изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Задача взрослых - не забывать историю своего народа, воспитывать
интерес у детей к народной культуре (обычаи, традиции, игры, праздники,
народные игрушки, желание узнавать новые факты из жизни нашего народа,
прививать любовь к своему народу.
На вопрос воспитателя детям: «Каких вы знаете кукол своих
предков?» проявилось молчание. При показе иллюстраций, на которых
изображены тряпичные куклы, воспитатель увидел интерес и желание детей
узнать больше информации о куклах.
Мы, воспитатели самостоятельно принялись рассматривать журналы,
книги, пособия с описанием народных тряпичных кукол, их историю
возникновения, традиции, обряды предков. Для детей подготовительных к
школе групп создавалась благоприятная обстановка для воспитания и
изучения народной культуры: народный костюм, традиции, быт прошлого.
Прослеживался интерес со стороны родителей к формированию у детей
заинтересованности к культуре прошлого времени.
Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания
узнать «почему так было?», откуда в магазине хлеб, посуда, игрушки? Что
такое самовар или лапоть, о которых читают в сказке. Отсюда, часто
пренебрежительное отношение к вещам и игрушкам. Нет понимания, что
человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из
поколения в поколение, что затрачено много сил на производство. Что сейчас
быстро и удобно, не всегда было таким. Сейчас, по истечении многих лет, мы
видим, как поменялись предметы быта, изменилась одежда, обувь и игрушки
современных детей, в зависимости от них, игры детей. Воспитатели
столкнулись с проблемой: иллюстрации с различными тряпичными куклами
вызвал интерес у детей, но он не развился. Решение – необходимость в
показе детям настоящей тряпичной куклы, наглядность, то есть дать
возможность ребенку куклу взять в руки, рассмотреть, полюбоваться. У
воспитателей появилась идея проекта, в результате которого дети получат
все ответы на их вопросы по теме «Куклы наших предков».
Концептуализация
Оригинальность нашей работы обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
- Создание условий для возникновения мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбом «Кукла наших предков»
- Интеграция образовательных областей: ОО «Развитие речи», ОО
«Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция осуществляется только в процессе игры.
- Привлечение родителей в процесс ознакомления детей с культурой
нашего народа, информацией о тряпичных куклах.
Перспектива дальнейшей деятельности
Комплексно - тематическое планирование по теме.
Взаимодействие с родителями детей.
Анализ результатов проектной деятельности и обобщение опыта
коллективу ДОУ.
Цель: формирование интереса детей в младшей группе к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
- Обогащать знания воспитанников об истории возникновения, о
разнообразии и назначении традиционной русской куклы и обучать детей
технике изготовления различных видов кукол.
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую
активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность и способствовать
активизации интереса родителей к вопросам нравственно - патриотического
воспитания
Планируемый результат
Повышение интереса к русской народной кукле.
Повышение познавательной активности детей.
Активизация словарного запаса детей.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Альбом «Кукла нашего народа».
Изготовление кукол для мини-музея.
Презентация.
Этапы работы :
Подготовительный этап (разработка проекта)
1 Постановка цели, задач.
2 Изучение методической литературы
3 Выявление знаний детей и их родителей о тряпичной кукле.
Сбор информации и материалов для реализации работы и создания
пространственной предметно-развивающей среды: подбор художественной
литературы, иллюстраций, кукол в русской народной аудиоматериалов (русская народная музыка).
Создание картотек тканей и ниток, загадок, пословиц и поговорок,
фольклора (песни, колыбельные напевы, припевки, заклички, потешки,
прибаутки).
Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, презентации.
Основной этап (внедрение работы)
1 Составление консультации для родителей «Народная тряпичная кукла –
как традиционный элемент воспитания детей», рекомендаций.
2 Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбома «Кукла
нашего народа».
3 Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
4 Творческие задания для родителей.
5 Беседы, наблюдения, деятельность с детьми
(игровая, продуктивная, музыкально-театрализованная, двигательная, чтение).
Оформление центра творчества для свободной самостоятельной
Деятельности (каждый ребенок может найти любые материалы
творчества).
Заключительный этап
1Итоговое мероприятие «Тряпичная кукла своими руками» для детей и
родителей с последующей организацией чаепития.
2Выставка «Куклы наших предков»
3Презентация «Народная тряпичная кукла».
Участники : дети, родители, воспитатели младшей группы.
5. Комплексно – тематическое планирование
Для выстраивания целостного педагогического процесса, на первом
этапе изучив методическую литературу по данной проблеме, составлен план
работы с детьми, разработала цикл тематической деятельности.
Для последовательной реализации педагогических задач целесообразно использовать следующие методы:
Обследования.
Наглядный.
Словесный.
•Практический.
Сотворчество.
Месяц Мероприятия
Сентябрь Изучение методической литературы
Октябрь
Изучение истории возникновения народной куклы.
Чтение
художественной
литературы.
Народная сказка
«Василиса Прекрасная» и «Матушкина кукла».
Стихи о куклах
авторов: Г. Заславская, Л. Рубальская,
В. Берестов. Потешки, поговорки, загадки.
Ноябрь
Характеристика и изготовление обрядовых кукол. (Пасхальная
голубка, Пеленашка).
Декабрь
Характеристика и изготовление обереговых кукол.
(Рождественский ангел, Кукла Добрых вестей, Зернушка).
Январь
Характеристика и изготовление игровых кукол. (Столбушка,
Узелковая кукла.)
Февраль
Самостоятельная деятельность детей, изготовление народной
куклы по желанию детей.
Март
Формирование мини – музея «Народная тряпичная кукла».
Апрель
Выставочная деятельность (подведение итогов).
7 Заключение
Академик Д. С. Лихачёв, считал, что: «Мы не должны забывать о
своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,
живописи….
Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Целенаправленная работа по ознакомлению детей подготовительной к
школе группе с историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве детей, воспитателя и родителей, позволит педагогам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиций.
Дети не только узнали возникновения куклы, но и научатся её изготовлять, соотносить по виду (игровая, кукла-оберег, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые
игры с использованием сюжета старины и народных кукол.
Используя в активной речи русский фольклор.
Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек
соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.
Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который
фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их
движение и развитие.
Методическая литература
1 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
2 Куклы наших предков. Сиджах Г. // Дошкольное воспитание. 2015
№12. С. 35 – 41
3 Мулько И. Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре:
Методическое пособие для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2004
4 Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Аскарова
А. // Дошкольное воспитание. 2011 №7. С. 117 – 125
5 Федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013).
6 Шайдурова Н. В., Традиционная тряпичная кукла : Учебно-
методическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2011
Электронные (интернет) ресурсы
7 Тряпичные куклы : www.rukukla.ru
8 Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru
9 Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.
10. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.
11 Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
12 Славянские куклы : www.liveinternet.ru