Черкасова Екатерина
«История моей семьи». Конспект занятия по составлению творческого рассказа в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Творческий рассказ «История моей семьи».
Программное содержание: Связная речь: продолжать учить составлять связный творческий рассказ из личного опыта, познакомить с понятием «отчество», закрепить значение имен, познакомить детей с положением, что у каждого человека есть имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»»;
Словарь и грамматика: развивать грамматически верную речь; активизировать в речи у детей существительное, прилагательное и глаголы;
Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи, закрепление навыков правильного и четкого произношения звуков.
Материал и оборудование: Плакат с изображением генеалогического древа и рисунки на каждого ребенка; «Свидетельство о рождении»; простые карандаши; выставка детских рисунков «Герб моей семьи»; фотовыставка «Моя семья».
Предварительная работа: Составление рассказов о себе и своей семье. Рассматривание семейных фотографий. Совместная работа родителей и детей по изображению семейного герба. Беседа об истории имён. Заучивание песни «Алфавит», муз. Р. Паулса, сл. И. Резника
Ход занятия.
Организационный момент. (На фоне фонограммы «голоса природы») Воспитатель произносит:
На лужайке по утру,
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок
Становись в наш венок
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
- Ребята, посмотрите друг на друга, потрогайте друг друга.
- Скажите, все ли вы похожи между собой? (нет)
- Что у вас общее? (голова, руки, ноги и т. д.)
- Да, ребята, у вас у всех есть голова, руки, ноги, уши, рот, глаза, нос. Но внешность каждого чем-то отличается от других детей. И характер у вас у всех разный: одни из вас шумные, подвижные, другие – тихие, задумчивые. Один – вспыльчивый и стеснительный, другой – рассудительный, третий – нежный. И это очень хорошо, что мы такие разные, потому что нам весело и интересно жить. А еще у каждого из вас есть замечательное сокровище – ваше собственное имя. Давайте послушаем, как звучат ваши имена. Для этого мы поиграем в игру: «Чей голос?».
- Давайте возьмемся за руки, образуем круг.
(Водящему завязывают глаза. Участники ходят по кругу и приговаривают:
- Ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай
(После этого кто-нибудь из детей, называет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его назвал. Если угадывает, становится в круг)
(Дети садятся на стульчики за столы)
- Ребята, вспомните, а как вас ласково называют?
- А знаете ли вы свои полные имена?
- Назовите.
- Ребята, по имени человека определяют мужчина он или женщина.
- Наши бабушки и дедушки к выбору имени подходили очень обдумано и серьезно. Они хотели, чтобы дети выросли сильными, крепкими, добрыми. Поэтому каждое имя что-то значило: Добрыня – добрый, Владимир – владеющий миром, Борис – борец за справедливость.
Вместе с именем ребёнка наделяли чертами характера и особой силой.
- А вы знаете, что означают ваши имена?
- Русские имена – такие красивые и напевные – очень часто встречаются в устном народном творчестве: пословицах, загадках, скороговорках.
- Ребята, послушайте сейчас скороговорку и назовите мне имя, которое услышите в ней:
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.
- Какое имя вы услышали в этой скороговорке? (Маша)
- Давайте с вами произнесем эту скороговорку (сначала шепотом – медленно, затем погромче – быстрее, громко – быстро, индивидуально)
- Русский народ всегда любил прославлять свои имена в песнях. Поэтому существует много русских народных песен с именами.
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и вспомним песню про имена.
Физминутка (песня).
А – есть у нас в саду Анютка
Б – белым цветом ее куртка
В – любит сладкое варенье
Г – наш Владимир, к сожаленью
Д – Даша обожает лужи
Е – если на дворе не стужа
Ж – Женя любит сладко спать
З – Захар в шашки поиграть
И – три Ильи втроем играют
К – Коля им всем помогает
Л – Лера с Лизой любят кукол
М – собирает Марк конструктор
Н – Настя заплетает косы
О – очень их плести не просто
П – Павел на дуде играет
Р – а Роман – то подпевает
С – шар большой надул Савелий
Т – телефон звонит у Эли
У – увлеченье у Марины
Ф – ей купили пианино
Х – если весело живется
Ц – то всегда – всегда поется
Ч – в хоровод вставайте дети
Ш – вместе краше жить на свете
Щ – Ы – Э – Ю – Я – вместе мы одна семья!
- Ребята, когда мы обращаемся к взрослому человеку, то прибавляем к имени отчество. Слово «отчество» образовано от слова «отец». Т. е. к имени человека прибавляется еще и имя папы.
- Давайте вспомним, как по имени отчеству зовут ваших родителей?
- Называя взрослых по именам и отчествам, мы прибавляем к ним уважение. Когда вы вырастите, вас тоже будут называть по имени отчеству: т. е. к вашему имени будут прибавлять имя вашего папы. Например, если папу зовут Алексеем – отчество мальчика будет – Алексеевич, а девочки – Алексеевна.
- А сейчас вы попробуйте назвать своё имя, отчество.
- Ребята, у каждого из вас есть очень важный документ – «Свидетельство о рождении». Как только вы родились, в этот документ записали ваше имя, отчество и фамилию, как зовут вашу маму и папу, какой они национальности. Когда придёте домой попросите родителей показать ваше «Свидетельство о рождении».
- Такое свидетельство есть не только у детей, но и у каждого взрослого.
- Вот, посмотрите, моё «Свидетельство о рождении», в котором записаны имена моих родителей: папы и мамы. У ваших родителей тоже есть такой документ, в котором записаны их родители – ваши бабушки и дедушки.
- А вы, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки – это семья. У каждой семьи есть своя история.
И сейчас послушаем ребят, которые подготовили рассказы о своих семьях.
А затем выслушиваются описательные рассказы о семейных гербах.
(Рассказы детей)
(На доску вывешивается плакат с изображением генеалогического древа).
- Ребята, посмотрите на рисунок.
- Как вы думаете, что на нем изображено? (Дерево).
- Почему вы думаете, что это дерево? (есть корни, ствол, ветки, листья).
- Скажите, а что главное у дерева, какая его часть? (Корни).
- Действительно, корни – это главная часть дерева. Если погибнут корни, то и все дерево погибнет, потому что оно не будет получать из земли влагу и питательные вещества.
- Дерево покрыто корой, словно человек кожей, а ветки его с листочками, что руки человеческие.
- И наше дерево совсем как живое. А показывает оно мою, вашу родословную или историю семьи, ее настоящее и прошлое. И называется оно генеалогическое древо (древо – это устаревшее русское слово дерево).
- Дети, вы находитесь у самых корней этого дерева. Вы растете, учитесь, будете приносить пользу людям, когда вырастите. То есть вы живете полноценной жизнью, а значит, ваше родовое дерево тоже живет.
- Над вами ваши мама с папой. Это ваша семья. Но давайте вспомним, что когда-то мама с папой тоже были детьми и совсем не знали друг друга. И у них были свои семьи – свой род.
- А сейчас давайте «оживим» деревья вашей семьи.
- Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков:
Женины гости.
1) К Жене гости прибежали.
2) Все друг другу руки жали.
3) – Здравствуй, Жора!
- Здравствуй, Жанна!
- Рад, Сережа!
- Рад, Снежана!
4) – Не хотите ль пирожок?
5) – Может коржик?
6) Вот драже вам на ладошку
7) Вот берите понемножку.
8) С ручек все стряхнули крошки. И захлопали в ладошки.
1) Пальцы «бегут» по столу.
2) Рукопожатия. Попеременно то правая, то левая рука сверху.
3) Пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами обеих рук.
4) Из ладоней сложить «пирожок».
5) Показать раскрытые ладони.
6) Пальцы сложить в виде рожка.
7) Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.
8) Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т. д.) брать с ладошки «драже».
9) Энергично встряхнуть кистями рук.
10) Похлопать в ладоши.
- А сейчас, выпишите свое имя в прямоугольник, который находится у корней дерева.
- Имя папы вписываем в прямоугольник, мамы – в овал.
- Справа мы будем вписывать родственников мамы, а слева – родственников папы.
- Итак, дома вы как можно больше заполните ячеек именами своих предков с папиной и маминой стороны.
Итог занятия:
- Дети, чем мы с вами сегодня занимались на занятии.
- Что вы нового и интересного узнали.
- Чьи рассказы вам понравились и почему.
- Какой герб был необычный, чем он вам понравился и почему.
- Все дети, молодцы! Занятие окончено.