Марина Богомолова
Творческий проект во второй младшей группе «Мойдодыр»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Творческий проект во второй младшей группе
«Мойдодыр»
Тип проекта : информационно – ориентированный, творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта : сентябрь – март 2019 года.
Воспитатели группы № 4
Рыбина Н. А.
Богомолова М. В.
Публикация «Творческий проект во второй младшей группе „Мойдодыр“» размещена в разделах
Нижний Новгород
2018-2019
Актуальность: Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Выбранная тема показалась нам интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям от трех од четырехлет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни мы решили использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
Задачи: 1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными
2. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской).
3. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета)
4. Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .
5. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
6. Закреплять представления о правилах личной гигиены.
7. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед и д. р.
8. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей
Этапы реализации
1 этап. Подготовительный
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.
Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.
2 этап. Реализация проекта
Перспективное планирование работы по формированию КГН у детей
второй младшей группы.
Месяц Работа с детьми Развивающая среда Работа с родителями
Сентябрь Беседа с детьми о культурно - гигиенических навыках. Рассматривание иллюстраций на тему «Предметы личной гигиены», «Я человек» (части тела, органы чувств, продукты питания) Изготовление алгоритма умывания. Подбор иллюстраций «Предметы личной гигиены», плакат «Я человек» Анкетирование родителей «Культурно-гигиенические навыки», «Питание», изготовление папки передвижки «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей»
Октябрь Чтение художественной литературы «Девочка чумазая», игровое задание «Сделай куклу опрятной»; экспериментирование с мылом «Чистый -грязный» Изготовление макета «Кран откройся, нос умойся» Заинтересовать родителей в изготовлении макета «Кран откройся, нос умойся». Родительское собрание «Давайте знакомиться»
Ноябрь Беседа «Этикет за столом», «Сервировка стола». Рассматривание иллюстраций «Принимайся за обед», «Продукты питания». Игровые ситуации «Накормим куклу обедом»; «Накрываем на стол» Изготовление алгоритма «Сервировка стола» Консультации для родителей «Питание», «Полезные продукты». Тематический вечер «День приветствий». Чаепитие посвященное «Дню матери»
Декабрь Вспомнить последовательность одевания, упражнять детей в умении застегивать пуговицы, молнии, шнурки. Дидактические игры «У нас порядок», «Покажи мишке, как надо», «Оденем куклу на прогулку» Изготовление и оформление дидактических игр; подбор иллюстраций литературы Привлечение родителей в изготовлении дидактических игр, попросить сшить одежду для кукол
Январь Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Маша растеряша», «Огурцы», «Заплатка», потешки). Дидактические игры «Катя обедает», «Купание зайки», «Чистим зубы», «Волшебное зеркало» Изготовление и оформление дидактических игр «Что к чему», «Накрываем на стол»; оформление ширмы по культурно -гигиеническим навыкам. Заинтересовать родителей в оформлении ширмы для детей по воспитанию культурно-гигиенических навыков
Февраль Беседы «Поведение за столом», «этикет для малышей», «Чтобы не болеть, надо кушать овощи и фрукты». Игровые ситуации «Не вертись на столе», «Мылом, мылом, чисто мылю». Игра подражание «Как мы умоем лицо и ладошки» Изготовление плаката «Перед тем как скушать, вымой его лучше». Консультация для родителей «Предметы личной гигиены». Спортивный досуг «В здоровом теле здоровый дух»
Март Беседа «Носовой платок и расческа», «Мыло душистое и полотенце пушистое». Игровое упражнение «Кто оденется сам», «Складываем вещи в шкаф». Ситуативная беседа «Помоги мишке» Изготовление и оформление альбома для детей «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Мастер класс «Здоровое питание». Рецепты приготовления каш.
Консультации и беседы с родителями «Чистота залог здоровья».
3 этап
Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.
Презентация проекта «Мойдодыр».
Результаты проекта.
У детей появилась устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом:
обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Литература:
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/ с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1985.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. 1991.
4. Воспитателю о работе с семьёй / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. Просвещение, 1989.
5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб. 2007
6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56
7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. Мозайка – Синтез, 2011.
9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. Просвещение, 1997
10. Интернет ресурсы