МААМ-картинки

Творческий проект «Уникальный промысел Скопина» (9 фото)

Зинаида Зацепина
Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление.

1. Введение.

1.1. Цель проекта

1.2. Актуальность

1.3. Задачи проекта

1.4. Основные параметры и ограничения

2. Основная часть.

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. История скопинского промысла.

2.1.2. Особенности изготовления скопинской керамики.

2.2. Практическая часть

2.2.1. Выбор материалов

2.2.2. Инструменты и приспособления

2.2.3. Правила техники безопасности

2.2.4. Последовательность выполнения работы

2.2.5. Самоконтроль

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение

Темочки:

1. Введение.

1.1. Цель проекта.

Изготовить подсвечник по выбранной теме. Познакомиться с историей развития промысла, технологией производства, классификацией. Привлечь внимание зрителей к прекрасным творениям мастеров народных промыслов, к сохранению наследия: в сюжетах, технологии, в тонком понимании и чувствовании окружающего мира.

1.2. Обоснование возникшей проблемы и потребности

В нашей стране много известных промыслов. В студии «Глиняная фантазия» мы лепили игрушки филимоновские, дымковские, каргопольские и, конечно же, нашего края – романовские. Однажды мы посетили Музей народного и декоративно-прикладного творчества. Вот там произошла эта, значимая для меня, встреча с керамикой Скопина. Это нечто особенное. Вот, например, царь всех зверей – могучий лев. А это не просто рыба – это сосуд. А тут вдруг медведь в обнимку с мужиком… Столько сюжетов! Экскурсовод донес до нас мысль, что в душе любого крестьянина, ремесленника никогда не умирал творец. И чтобы мы увидели, как наши предки перенимали мастерство от родителей и передавали их следующему поколению.

Мне очень захотелось слепить скопинскую сказочную фигурку.

1.3. Задачи проекта

Познакомиться: а) с историей развития промысла Скопина, б) технологией производства и декорирования, сюжетами, мастерами, в) выполнить практическую часть, отражающую тему.

1.4. Основные параметры и ограничения.

Основным ограничением нашей работы является критерий безопасности: изделие должно быть изготовлено из экологически чистых материалов. Также наш подсвечник должен соответствовать критерию качества, то есть должен отвечать всем предъявленным эстетическим нормам.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть. Научно - исследовательская часть

2.1.1. История скопинского промысла.

Давным-давно, когда Русская земля была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов кочевников. Она-то и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.

Скопа – хищная птица, живущая по берегам рек и питающаяся рыбой, которой немало когда-то было в речках Верде и Проне. Корабельные рощи вокруг города вырубили по приказу Петра I для строительства первого русского флота, а исчезнувшая птица стала символом. А в дальнейшем, одним из излюбленных ее персонажей народных мастеров, что на весь мир прославили Скопин.

Скопинская керамика зародилась в окрестностях города Скопина в XVII веке. В середине XIX века в гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений декоративно-прикладного искусства. «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», - так оценил изделия мастеров Скопина конца XIX – начала XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.

Своим возникновением промысел обязан высококачественной глине, залегающей в окрестностях города. Сначала делали простые сосуды, которые назывались «синюшками», так как не имели глазурной поливы. Стоили они дешево, и горшечники бедствовали. Так продолжалось, пока смышленый гончар Федор Оводов не съездил в Липецк, где узнал секрет свинцовой глазури. Вернувшись домой, вместе с братом Василием начал он делать затейливую фигурную посуду с глазурью.

У гончаров был такой обычай: каждый выставлял на воротах или в окнах дома самые лучшие работы. Получалась своего рода выставка гончарной мастерской. И вот когда у Оводовых появился блестящий от глазури лев, все были поражены.

Стараясь перещеголять, друг друга в мастерстве и выдумке, мастера создали удивительные произведения: «русский кентавр» - Полкан; большие кумгачи в виде птицы скопы; квасники-медведи; подсвечники в форме драконов и двуглавых орлов; глиняные фигурки солдат, крестьян, музыкантов. Богато украшенные узорами, изделия превращались в сложные скульптурные сооружения, похожие на многоярусные терема, где в самых неожиданных местах встречались звери, птицы, рыбы, а то и фантастические существа.

Где искали источники вдохновения? Да повсюду! Многие герои керамики заимствованы со старинных изображений, в которых, в свою очередь, нашли отражение образы русского фольклора, белокаменные узоры, рельефы владимирской архитектуры, крестьянская домовая резьба по дереву, орнаментальная роспись изб и мебели, народная игрушка, скульптура, лубок.

Творения гончаров вывозились на ярмарки Рязани и Москвы, возами закупали купцы с Украины и из Прибалтики, заговорили о них ценители народного искусства в Германии и Франции. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже, были неоднократно отмечены наградами. И сегодня изделия мастеров экспонируются на выставках и хранятся в музеях.

Промысел имел взлеты и падения. К началу XX века в Скопине осталось всего лишь два мастера – И. И. Максимов и М. И. Тащеев. Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Промысел требовал пристального внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Поворотным моментом в истории промысла стали 1970 гг. 1980 гг., дали новый импульс в развитии промысла : появились молодые талантливые художники.

2.1.2. Особенности изготовления скопинской керамики

Фигурные изделия скопинцев сложны по силуэту, и кажется, что для исполнения их нужна невероятная техника. На самом же деле приемы формовки просты: гончар собирает сосуд из отдельных кусков глины, деталей. Детали сосуда скрепляются друг с другом, образуя единое целое. Этот способ очень трудоемок, но интересен, так как позволяет создавать сложные вещи, каждый раз не похожие на прежде сделанные. Изготовив ножку-подставку, мастер срезает ее с круга и ставит подсушивать. Затем вытачивает полый сосуд, с трубкой сверху. Гончар сминает сосуд, низу которого придает форму птичьего хвоста, а верхнюю трубу превращает в шею, после чего вручную лепит голову, крылья, лапы с когтями и прикрепляет их к тулову. Затем мастер вытачивает на станке кувшин, напоминающий амфору, и ставит на спину птицы. Теперь носик, а ручкой служит скатанный жгут. Затем украшает, покрывая поверхность орнаментом (острой палочкой проводит прямые и волнистые линии, наносит точки, наперстком или гильзой кружочки, колесиком от механизма часов – гребенчатые пояски). Иногда добавляет лепные узоры в виде розеток, колец, завитков. И вот сказочный сосуд готов. А потом изделие покрывают разноцветной стекловидной массой – глазурью (зеленой, желтой и коричневой окраской).

2.2 Практическая часть.

2.2.1. Выбор материалов. В основном нами будет использоваться глина и глазурь.

Глина – осадочная горная порода, обладающая при взаимодействии с водой свойством пластичности. После обжига глина приобретает прочность и способность сохранять преданную ей форму. Глазу рь — стекловидное покрытие на керамической поверхности.

2.2.2. Инструменты и приспособления.

Для работы нам потребуются: стеки, иглы, скалка, рейки, ткань, кисти, баночка для воды, губка, наждачная бумага, различные палочки для декорирования.

2.2.3 Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе с: иглами, муфельной печью, глазурями

• Протирание полов и рабочих поверхностей минимизируют уровень пыли.

Меры предосторожности при работе с глазурями:

• правила личной гигиены, исключают прием пищи, питья на рабочем месте;

• использовать средства индивидуальной защиты, таких как маски, перчатки, отдельная рабочая одежда (фартук). Порошковые глазури готовит педагог.

• Вымыть руки после работы.

Меры предосторожности при работе муфельной печи:

• Помещение с печью должно хорошо проветриваться.

• Включать электричество после помещения изделия в печь.

• Не открывать дверь печи во время работы и сразу после обжига, дать остыть.

Правила безопасной работы с иглой:

• При работе не размахивай иглой. После работы убери иглу в коробку.

2.2.4. Последовательность изготовления подсвечника.

1. Собрать необходимые материалы и инструменты, организовать рабочее место.

2. Продумать композиционное решение работы.

3. Разработать эскизы, определиться в размере и сюжетах.

4. Раскатать пласт (ткань, рейки, скалка, игла, вырезать из керамического пласта прямоугольник, свернуть его в цилиндр, загладить шов.

5. Оба конца цилиндра закруглить, загладить, изогнуть цилиндр (это будущие голова, шея, туловище).

6. Скатать жгуты для лап кота, изогнуть один конец (стопа, присоединить шликером к туловищу.

7. Слепить уши из капелек, присоединить.

8. Добавить мелкие детали морды (нос, глаза, брови, усы, все загладить.

9. Хвост- жгут шликером присоединить к туловищу.

10. По сырой глине декорировать туловище, лапы орнаментом.

11. Выполнить пласт для основания подсвечника, укрепить на нем маленький цилиндрик для свечи.

12. Шликером прикрепить фигурку кота к пласту.

13. Поставить работу сушить.

14. Обжечь работу в муфельной печи.

15. Покрыть глазурью.

16. Произвести повторный обжиг.

17. Придать работе законченность и проверить на наличие дефектов.

2.2.5. Самоконтроль.

После изготовления необходимо проверить работу на качество и внешний вид. Изготовление изделия не повлечёт больших материальных затрат, и при этом будет выглядеть оригинально. Качество подсвечника соответствует требованиям, предъявляемым к керамическим изделиям.

3. Заключение.

За время работы над проектом я узнала историю гончарного промысла г. Скопина, технологией производства гончарных творений, познакомилась с сюжетным разнообразием керамики, яркими авторскими работами современных мастеров. Прошло не одно столетие, а наши сердца до сих пор откликаются на красоту изделий замечательных промыслов нашей необъятной страны.

Надеюсь, увидев нашу работу, многие люди обратят свое внимание на состояние промыслов и задумаются об их сохранении и дальнейшем развитии.

4. Список литературы.

1. Хохлова Е. Н. Керамика Скопина. Рязань: Приз, 2000

2. Художественная керамика Гжели и Скопина. Сост. Н. С. Григорьева Л. : Искусство, 1987

3. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М. : АСТ – Пресс, 1997.

Интернет ресурсы:

1. История промысла [Электронный ресурс] : https://skopin-keramika.ru/history

2. Народные промыслы России [Электронный ресурс] : https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/

3. Скопинская керамика [Электронный ресурс] :

https://cnt-ryazan.ru/masters/handicraft/skopinskaya-keramika.html

5. Приложение.

1. Подготовить материалы. Раскатать пласт для туловища, головы и шеи. Вырезать прямоугольник из керамического пласта.

Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»

2. Свернуть прямоугольник в цилиндр, загладить шов. Полученный цилиндр закруглить с двух сторон.

Фото «Уникальный промысел Скопина»

3. Изогнуть цилиндр. Скатать кошачьи лапы (цилиндры, с одной стороны расплющить (к туловищу, присоединить. Обязательно согнуть внизу лапки – это стопа.

Творческий проект - фото

4. Лапы пришлось усилить, т. е. добавить мягкой глины между туловищем и лапками. Все тщательно загладить.

Фото №1 Задачи проекта

5. Подготовить основание подсвечника. Для этого раскатать пласт. Поставить кота на керамический пласт (примерить).

Фото №2 Основные параметры и ограничения

6. Наметить линию обреза керамического пласта с учетом размещения свечи. Обрезать иглой.

Фото №3 Теоретическая часть

7. Слепить уши, присоединить. Вылепить морду.

Фото №4 История скопинского промысла

8. Гравировать орнамент на котике иглой, карандашом, зубочисткой.

Фото №5 Особенности изготовления скопинской керамики

9. Изделие поставить сушить. Затем обжиг в муфельной печи при 1050 градусов. Нанесение глазури и снова обжиг (температура обжига 960).

10. Проверка качества подсвечника.

Мною был еще выполнен один подсвечник в той же технике. Я постаралась представить себя ученицей Мастера на скопинском промысле.

Фото №6 Практическая часть
Публикации по теме:

Фоторепортаж  «Город Рязань и его уникальный музей-заповедник». 1 частьФоторепортаж  «Город Рязань и его уникальный музей-заповедник». 1 часть Сегодня я знакомлю дорогих гостей моего блога с Рязанским Кремлем. Раньше Рязань называлась Переславль Рязанский, который являлся одним.

Конспект экскурсии «Где карел, там и рыба. Рыбалка — традиционный промысел в Карелии»Конспект экскурсии «Где карел, там и рыба. Рыбалка — традиционный промысел в Карелии» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект экскурсии по нашей приемной, которую мы оформили в стиле карельской рыбалки. Подробнее.

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему «Народный промысел лозоплетение» в форме игры «Что? Где? Когда?»Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему «Народный промысел лозоплетение» в форме игры «Что? Где? Когда?» Конспект занятия в старшей группе «Игра «Что? Где? Когда?». Цель: Дать детям представление о Шиловском промысле «лозоплетение» Задачи:.

Наш уникальный бизибордНаш уникальный бизиборд Здравствуйте уважаемые коллеги. Наш конкурс по изготовлению развивающих пособий продолжается. Посмотрите какие творческие бывают папы. Такой.

Творческий проект «Азбука потешек»Творческий проект «Азбука потешек» Творческий проект «Азбука потешек» Пояснительная записка Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»
Опубликовано: 23 октября 2024 в 15:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Зацепина (УИ 1891416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД