Получи документы

Творческий проект «Уникальный промысел Скопина» (9 фото)

Зинаида Зацепина
Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление.

1. Введение.

1.1. Цель проекта

1.2. Актуальность

1.3. Задачи проекта

1.4. Основные параметры и ограничения

2. Основная часть.

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. История скопинского промысла.

2.1.2. Особенности изготовления скопинской керамики.

2.2. Практическая часть

2.2.1. Выбор материалов

2.2.2. Инструменты и приспособления

2.2.3. Правила техники безопасности

2.2.4. Последовательность выполнения работы

2.2.5. Самоконтроль

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение

Публикация «Творческий проект „Уникальный промысел Скопина“» размещена в разделах

1. Введение.

1.1. Цель проекта.

Изготовить подсвечник по выбранной теме. Познакомиться с историей развития промысла, технологией производства, классификацией. Привлечь внимание зрителей к прекрасным творениям мастеров народных промыслов, к сохранению наследия: в сюжетах, технологии, в тонком понимании и чувствовании окружающего мира.

1.2. Обоснование возникшей проблемы и потребности

В нашей стране много известных промыслов. В студии «Глиняная фантазия» мы лепили игрушки филимоновские, дымковские, каргопольские и, конечно же, нашего края – романовские. Однажды мы посетили Музей народного и декоративно-прикладного творчества. Вот там произошла эта, значимая для меня, встреча с керамикой Скопина. Это нечто особенное. Вот, например, царь всех зверей – могучий лев. А это не просто рыба – это сосуд. А тут вдруг медведь в обнимку с мужиком… Столько сюжетов! Экскурсовод донес до нас мысль, что в душе любого крестьянина, ремесленника никогда не умирал творец. И чтобы мы увидели, как наши предки перенимали мастерство от родителей и передавали их следующему поколению.

Мне очень захотелось слепить скопинскую сказочную фигурку.

1.3. Задачи проекта

Познакомиться: а) с историей развития промысла Скопина, б) технологией производства и декорирования, сюжетами, мастерами, в) выполнить практическую часть, отражающую тему.

1.4. Основные параметры и ограничения.

Основным ограничением нашей работы является критерий безопасности: изделие должно быть изготовлено из экологически чистых материалов. Также наш подсвечник должен соответствовать критерию качества, то есть должен отвечать всем предъявленным эстетическим нормам.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть. Научно - исследовательская часть

2.1.1. История скопинского промысла.

Давным-давно, когда Русская земля была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов кочевников. Она-то и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.

Скопа – хищная птица, живущая по берегам рек и питающаяся рыбой, которой немало когда-то было в речках Верде и Проне. Корабельные рощи вокруг города вырубили по приказу Петра I для строительства первого русского флота, а исчезнувшая птица стала символом. А в дальнейшем, одним из излюбленных ее персонажей народных мастеров, что на весь мир прославили Скопин.

Скопинская керамика зародилась в окрестностях города Скопина в XVII веке. В середине XIX века в гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений декоративно-прикладного искусства. «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», - так оценил изделия мастеров Скопина конца XIX – начала XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.

Своим возникновением промысел обязан высококачественной глине, залегающей в окрестностях города. Сначала делали простые сосуды, которые назывались «синюшками», так как не имели глазурной поливы. Стоили они дешево, и горшечники бедствовали. Так продолжалось, пока смышленый гончар Федор Оводов не съездил в Липецк, где узнал секрет свинцовой глазури. Вернувшись домой, вместе с братом Василием начал он делать затейливую фигурную посуду с глазурью.

У гончаров был такой обычай: каждый выставлял на воротах или в окнах дома самые лучшие работы. Получалась своего рода выставка гончарной мастерской. И вот когда у Оводовых появился блестящий от глазури лев, все были поражены.

Стараясь перещеголять, друг друга в мастерстве и выдумке, мастера создали удивительные произведения: «русский кентавр» - Полкан; большие кумгачи в виде птицы скопы; квасники-медведи; подсвечники в форме драконов и двуглавых орлов; глиняные фигурки солдат, крестьян, музыкантов. Богато украшенные узорами, изделия превращались в сложные скульптурные сооружения, похожие на многоярусные терема, где в самых неожиданных местах встречались звери, птицы, рыбы, а то и фантастические существа.

Где искали источники вдохновения? Да повсюду! Многие герои керамики заимствованы со старинных изображений, в которых, в свою очередь, нашли отражение образы русского фольклора, белокаменные узоры, рельефы владимирской архитектуры, крестьянская домовая резьба по дереву, орнаментальная роспись изб и мебели, народная игрушка, скульптура, лубок.

Творения гончаров вывозились на ярмарки Рязани и Москвы, возами закупали купцы с Украины и из Прибалтики, заговорили о них ценители народного искусства в Германии и Франции. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже, были неоднократно отмечены наградами. И сегодня изделия мастеров экспонируются на выставках и хранятся в музеях.

Промысел имел взлеты и падения. К началу XX века в Скопине осталось всего лишь два мастера – И. И. Максимов и М. И. Тащеев. Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Промысел требовал пристального внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Поворотным моментом в истории промысла стали 1970 гг. 1980 гг., дали новый импульс в развитии промысла : появились молодые талантливые художники.

2.1.2. Особенности изготовления скопинской керамики

Фигурные изделия скопинцев сложны по силуэту, и кажется, что для исполнения их нужна невероятная техника. На самом же деле приемы формовки просты: гончар собирает сосуд из отдельных кусков глины, деталей. Детали сосуда скрепляются друг с другом, образуя единое целое. Этот способ очень трудоемок, но интересен, так как позволяет создавать сложные вещи, каждый раз не похожие на прежде сделанные. Изготовив ножку-подставку, мастер срезает ее с круга и ставит подсушивать. Затем вытачивает полый сосуд, с трубкой сверху. Гончар сминает сосуд, низу которого придает форму птичьего хвоста, а верхнюю трубу превращает в шею, после чего вручную лепит голову, крылья, лапы с когтями и прикрепляет их к тулову. Затем мастер вытачивает на станке кувшин, напоминающий амфору, и ставит на спину птицы. Теперь носик, а ручкой служит скатанный жгут. Затем украшает, покрывая поверхность орнаментом (острой палочкой проводит прямые и волнистые линии, наносит точки, наперстком или гильзой кружочки, колесиком от механизма часов – гребенчатые пояски). Иногда добавляет лепные узоры в виде розеток, колец, завитков. И вот сказочный сосуд готов. А потом изделие покрывают разноцветной стекловидной массой – глазурью (зеленой, желтой и коричневой окраской).

2.2 Практическая часть.

2.2.1. Выбор материалов. В основном нами будет использоваться глина и глазурь.

Глина – осадочная горная порода, обладающая при взаимодействии с водой свойством пластичности. После обжига глина приобретает прочность и способность сохранять преданную ей форму. Глазу рь — стекловидное покрытие на керамической поверхности.

2.2.2. Инструменты и приспособления.

Для работы нам потребуются: стеки, иглы, скалка, рейки, ткань, кисти, баночка для воды, губка, наждачная бумага, различные палочки для декорирования.

2.2.3 Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе с: иглами, муфельной печью, глазурями

• Протирание полов и рабочих поверхностей минимизируют уровень пыли.

Меры предосторожности при работе с глазурями:

• правила личной гигиены, исключают прием пищи, питья на рабочем месте;

• использовать средства индивидуальной защиты, таких как маски, перчатки, отдельная рабочая одежда (фартук). Порошковые глазури готовит педагог.

• Вымыть руки после работы.

Меры предосторожности при работе муфельной печи:

• Помещение с печью должно хорошо проветриваться.

• Включать электричество после помещения изделия в печь.

• Не открывать дверь печи во время работы и сразу после обжига, дать остыть.

Правила безопасной работы с иглой:

• При работе не размахивай иглой. После работы убери иглу в коробку.

2.2.4. Последовательность изготовления подсвечника.

1. Собрать необходимые материалы и инструменты, организовать рабочее место.

2. Продумать композиционное решение работы.

3. Разработать эскизы, определиться в размере и сюжетах.

4. Раскатать пласт (ткань, рейки, скалка, игла, вырезать из керамического пласта прямоугольник, свернуть его в цилиндр, загладить шов.

5. Оба конца цилиндра закруглить, загладить, изогнуть цилиндр (это будущие голова, шея, туловище).

6. Скатать жгуты для лап кота, изогнуть один конец (стопа, присоединить шликером к туловищу.

7. Слепить уши из капелек, присоединить.

8. Добавить мелкие детали морды (нос, глаза, брови, усы, все загладить.

9. Хвост- жгут шликером присоединить к туловищу.

10. По сырой глине декорировать туловище, лапы орнаментом.

11. Выполнить пласт для основания подсвечника, укрепить на нем маленький цилиндрик для свечи.

12. Шликером прикрепить фигурку кота к пласту.

13. Поставить работу сушить.

14. Обжечь работу в муфельной печи.

15. Покрыть глазурью.

16. Произвести повторный обжиг.

17. Придать работе законченность и проверить на наличие дефектов.

2.2.5. Самоконтроль.

После изготовления необходимо проверить работу на качество и внешний вид. Изготовление изделия не повлечёт больших материальных затрат, и при этом будет выглядеть оригинально. Качество подсвечника соответствует требованиям, предъявляемым к керамическим изделиям.

3. Заключение.

За время работы над проектом я узнала историю гончарного промысла г. Скопина, технологией производства гончарных творений, познакомилась с сюжетным разнообразием керамики, яркими авторскими работами современных мастеров. Прошло не одно столетие, а наши сердца до сих пор откликаются на красоту изделий замечательных промыслов нашей необъятной страны.

Надеюсь, увидев нашу работу, многие люди обратят свое внимание на состояние промыслов и задумаются об их сохранении и дальнейшем развитии.

4. Список литературы.

1. Хохлова Е. Н. Керамика Скопина. Рязань: Приз, 2000

2. Художественная керамика Гжели и Скопина. Сост. Н. С. Григорьева Л. : Искусство, 1987

3. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М. : АСТ – Пресс, 1997.

Интернет ресурсы:

1. История промысла [Электронный ресурс] : https://skopin-keramika.ru/history

2. Народные промыслы России [Электронный ресурс] : https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/

3. Скопинская керамика [Электронный ресурс] :

https://cnt-ryazan.ru/masters/handicraft/skopinskaya-keramika.html

5. Приложение.

1. Подготовить материалы. Раскатать пласт для туловища, головы и шеи. Вырезать прямоугольник из керамического пласта.

Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»

2. Свернуть прямоугольник в цилиндр, загладить шов. Полученный цилиндр закруглить с двух сторон.

Фото «Уникальный промысел Скопина»

3. Изогнуть цилиндр. Скатать кошачьи лапы (цилиндры, с одной стороны расплющить (к туловищу, присоединить. Обязательно согнуть внизу лапки – это стопа.

Творческий проект - фото

4. Лапы пришлось усилить, т. е. добавить мягкой глины между туловищем и лапками. Все тщательно загладить.

Фото №1 Задачи проекта

5. Подготовить основание подсвечника. Для этого раскатать пласт. Поставить кота на керамический пласт (примерить).

Фото №2 Основные параметры и ограничения

6. Наметить линию обреза керамического пласта с учетом размещения свечи. Обрезать иглой.

Фото №3 Теоретическая часть

7. Слепить уши, присоединить. Вылепить морду.

Фото №4 История скопинского промысла

8. Гравировать орнамент на котике иглой, карандашом, зубочисткой.

Фото №5 Особенности изготовления скопинской керамики

9. Изделие поставить сушить. Затем обжиг в муфельной печи при 1050 градусов. Нанесение глазури и снова обжиг (температура обжига 960).

10. Проверка качества подсвечника.

Мною был еще выполнен один подсвечник в той же технике. Я постаралась представить себя ученицей Мастера на скопинском промысле.

Фото №6 Практическая часть
Публикации по теме:

Фоторепортаж  «Город Рязань и его уникальный музей-заповедник». 1 частьФоторепортаж  «Город Рязань и его уникальный музей-заповедник». 1 часть Сегодня я знакомлю дорогих гостей моего блога с Рязанским Кремлем. Раньше Рязань называлась Переславль Рязанский, который являлся одним.

Конспект экскурсии «Где карел, там и рыба. Рыбалка — традиционный промысел в Карелии»Конспект экскурсии «Где карел, там и рыба. Рыбалка — традиционный промысел в Карелии» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект экскурсии по нашей приемной, которую мы оформили в стиле карельской рыбалки. Подробнее.

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему «Народный промысел лозоплетение» в форме игры «Что? Где? Когда?»Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему «Народный промысел лозоплетение» в форме игры «Что? Где? Когда?» Конспект занятия в старшей группе «Игра «Что? Где? Когда?». Цель: Дать детям представление о Шиловском промысле «лозоплетение» Задачи:.

Наш уникальный бизибордНаш уникальный бизиборд Здравствуйте уважаемые коллеги. Наш конкурс по изготовлению развивающих пособий продолжается. Посмотрите какие творческие бывают папы. Такой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»
Опубликовано: 23 октября 2024 в 15:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Зацепина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД