Зинаида Зацепина
Творческий проект «Уникальный промысел Скопина»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление.
1. Введение.
1.1. Цель проекта
1.2. Актуальность
1.3. Задачи проекта
1.4. Основные параметры и ограничения
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. История скопинского промысла.
2.1.2. Особенности изготовления скопинской керамики.
2.2. Практическая часть
2.2.1. Выбор материалов
2.2.2. Инструменты и приспособления
2.2.3. Правила техники безопасности
2.2.4. Последовательность выполнения работы
2.2.5. Самоконтроль
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение
Публикация «Творческий проект „Уникальный промысел Скопина“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Введение.
1.1. Цель проекта.
Изготовить подсвечник по выбранной теме. Познакомиться с историей развития промысла, технологией производства, классификацией. Привлечь внимание зрителей к прекрасным творениям мастеров народных промыслов, к сохранению наследия: в сюжетах, технологии, в тонком понимании и чувствовании окружающего мира.
1.2. Обоснование возникшей проблемы и потребности
В нашей стране много известных промыслов. В студии «Глиняная фантазия» мы лепили игрушки филимоновские, дымковские, каргопольские и, конечно же, нашего края – романовские. Однажды мы посетили Музей народного и декоративно-прикладного творчества. Вот там произошла эта, значимая для меня, встреча с керамикой Скопина. Это нечто особенное. Вот, например, царь всех зверей – могучий лев. А это не просто рыба – это сосуд. А тут вдруг медведь в обнимку с мужиком… Столько сюжетов! Экскурсовод донес до нас мысль, что в душе любого крестьянина, ремесленника никогда не умирал творец. И чтобы мы увидели, как наши предки перенимали мастерство от родителей и передавали их следующему поколению.
Мне очень захотелось слепить скопинскую сказочную фигурку.
1.3. Задачи проекта
Познакомиться: а) с историей развития промысла Скопина, б) технологией производства и декорирования, сюжетами, мастерами, в) выполнить практическую часть, отражающую тему.
1.4. Основные параметры и ограничения.
Основным ограничением нашей работы является критерий безопасности: изделие должно быть изготовлено из экологически чистых материалов. Также наш подсвечник должен соответствовать критерию качества, то есть должен отвечать всем предъявленным эстетическим нормам.
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть. Научно - исследовательская часть
2.1.1. История скопинского промысла.
Давным-давно, когда Русская земля была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов кочевников. Она-то и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.
Скопа – хищная птица, живущая по берегам рек и питающаяся рыбой, которой немало когда-то было в речках Верде и Проне. Корабельные рощи вокруг города вырубили по приказу Петра I для строительства первого русского флота, а исчезнувшая птица стала символом. А в дальнейшем, одним из излюбленных ее персонажей народных мастеров, что на весь мир прославили Скопин.
Скопинская керамика зародилась в окрестностях города Скопина в XVII веке. В середине XIX века в гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений декоративно-прикладного искусства. «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», - так оценил изделия мастеров Скопина конца XIX – начала XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.
Своим возникновением промысел обязан высококачественной глине, залегающей в окрестностях города. Сначала делали простые сосуды, которые назывались «синюшками», так как не имели глазурной поливы. Стоили они дешево, и горшечники бедствовали. Так продолжалось, пока смышленый гончар Федор Оводов не съездил в Липецк, где узнал секрет свинцовой глазури. Вернувшись домой, вместе с братом Василием начал он делать затейливую фигурную посуду с глазурью.
У гончаров был такой обычай: каждый выставлял на воротах или в окнах дома самые лучшие работы. Получалась своего рода выставка гончарной мастерской. И вот когда у Оводовых появился блестящий от глазури лев, все были поражены.
Стараясь перещеголять, друг друга в мастерстве и выдумке, мастера создали удивительные произведения: «русский кентавр» - Полкан; большие кумгачи в виде птицы скопы; квасники-медведи; подсвечники в форме драконов и двуглавых орлов; глиняные фигурки солдат, крестьян, музыкантов. Богато украшенные узорами, изделия превращались в сложные скульптурные сооружения, похожие на многоярусные терема, где в самых неожиданных местах встречались звери, птицы, рыбы, а то и фантастические существа.
Где искали источники вдохновения? Да повсюду! Многие герои керамики заимствованы со старинных изображений, в которых, в свою очередь, нашли отражение образы русского фольклора, белокаменные узоры, рельефы владимирской архитектуры, крестьянская домовая резьба по дереву, орнаментальная роспись изб и мебели, народная игрушка, скульптура, лубок.
Творения гончаров вывозились на ярмарки Рязани и Москвы, возами закупали купцы с Украины и из Прибалтики, заговорили о них ценители народного искусства в Германии и Франции. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже, были неоднократно отмечены наградами. И сегодня изделия мастеров экспонируются на выставках и хранятся в музеях.
Промысел имел взлеты и падения. К началу XX века в Скопине осталось всего лишь два мастера – И. И. Максимов и М. И. Тащеев. Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Промысел требовал пристального внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Поворотным моментом в истории промысла стали 1970 гг. 1980 гг., дали новый импульс в развитии промысла : появились молодые талантливые художники.
2.1.2. Особенности изготовления скопинской керамики
Фигурные изделия скопинцев сложны по силуэту, и кажется, что для исполнения их нужна невероятная техника. На самом же деле приемы формовки просты: гончар собирает сосуд из отдельных кусков глины, деталей. Детали сосуда скрепляются друг с другом, образуя единое целое. Этот способ очень трудоемок, но интересен, так как позволяет создавать сложные вещи, каждый раз не похожие на прежде сделанные. Изготовив ножку-подставку, мастер срезает ее с круга и ставит подсушивать. Затем вытачивает полый сосуд, с трубкой сверху. Гончар сминает сосуд, низу которого придает форму птичьего хвоста, а верхнюю трубу превращает в шею, после чего вручную лепит голову, крылья, лапы с когтями и прикрепляет их к тулову. Затем мастер вытачивает на станке кувшин, напоминающий амфору, и ставит на спину птицы. Теперь носик, а ручкой служит скатанный жгут. Затем украшает, покрывая поверхность орнаментом (острой палочкой проводит прямые и волнистые линии, наносит точки, наперстком или гильзой кружочки, колесиком от механизма часов – гребенчатые пояски). Иногда добавляет лепные узоры в виде розеток, колец, завитков. И вот сказочный сосуд готов. А потом изделие покрывают разноцветной стекловидной массой – глазурью (зеленой, желтой и коричневой окраской).
2.2 Практическая часть.
2.2.1. Выбор материалов. В основном нами будет использоваться глина и глазурь.
Глина – осадочная горная порода, обладающая при взаимодействии с водой свойством пластичности. После обжига глина приобретает прочность и способность сохранять преданную ей форму. Глазу рь — стекловидное покрытие на керамической поверхности.
2.2.2. Инструменты и приспособления.
Для работы нам потребуются: стеки, иглы, скалка, рейки, ткань, кисти, баночка для воды, губка, наждачная бумага, различные палочки для декорирования.
2.2.3 Правила техники безопасности
Правила техники безопасности при работе с: иглами, муфельной печью, глазурями
• Протирание полов и рабочих поверхностей минимизируют уровень пыли.
Меры предосторожности при работе с глазурями:
• правила личной гигиены, исключают прием пищи, питья на рабочем месте;
• использовать средства индивидуальной защиты, таких как маски, перчатки, отдельная рабочая одежда (фартук). Порошковые глазури готовит педагог.
• Вымыть руки после работы.
Меры предосторожности при работе муфельной печи:
• Помещение с печью должно хорошо проветриваться.
• Включать электричество после помещения изделия в печь.
• Не открывать дверь печи во время работы и сразу после обжига, дать остыть.
Правила безопасной работы с иглой:
• При работе не размахивай иглой. После работы убери иглу в коробку.
2.2.4. Последовательность изготовления подсвечника.
1. Собрать необходимые материалы и инструменты, организовать рабочее место.
2. Продумать композиционное решение работы.
3. Разработать эскизы, определиться в размере и сюжетах.
4. Раскатать пласт (ткань, рейки, скалка, игла, вырезать из керамического пласта прямоугольник, свернуть его в цилиндр, загладить шов.
5. Оба конца цилиндра закруглить, загладить, изогнуть цилиндр (это будущие голова, шея, туловище).
6. Скатать жгуты для лап кота, изогнуть один конец (стопа, присоединить шликером к туловищу.
7. Слепить уши из капелек, присоединить.
8. Добавить мелкие детали морды (нос, глаза, брови, усы, все загладить.
9. Хвост- жгут шликером присоединить к туловищу.
10. По сырой глине декорировать туловище, лапы орнаментом.
11. Выполнить пласт для основания подсвечника, укрепить на нем маленький цилиндрик для свечи.
12. Шликером прикрепить фигурку кота к пласту.
13. Поставить работу сушить.
14. Обжечь работу в муфельной печи.
15. Покрыть глазурью.
16. Произвести повторный обжиг.
17. Придать работе законченность и проверить на наличие дефектов.
2.2.5. Самоконтроль.
После изготовления необходимо проверить работу на качество и внешний вид. Изготовление изделия не повлечёт больших материальных затрат, и при этом будет выглядеть оригинально. Качество подсвечника соответствует требованиям, предъявляемым к керамическим изделиям.
3. Заключение.
За время работы над проектом я узнала историю гончарного промысла г. Скопина, технологией производства гончарных творений, познакомилась с сюжетным разнообразием керамики, яркими авторскими работами современных мастеров. Прошло не одно столетие, а наши сердца до сих пор откликаются на красоту изделий замечательных промыслов нашей необъятной страны.
Надеюсь, увидев нашу работу, многие люди обратят свое внимание на состояние промыслов и задумаются об их сохранении и дальнейшем развитии.
4. Список литературы.
1. Хохлова Е. Н. Керамика Скопина. Рязань: Приз, 2000
2. Художественная керамика Гжели и Скопина. Сост. Н. С. Григорьева Л. : Искусство, 1987
3. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М. : АСТ – Пресс, 1997.
Интернет ресурсы:
1. История промысла [Электронный ресурс] : https://skopin-keramika.ru/history
2. Народные промыслы России [Электронный ресурс] : https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/
3. Скопинская керамика [Электронный ресурс] :
https://cnt-ryazan.ru/masters/handicraft/skopinskaya-keramika.html
5. Приложение.
1. Подготовить материалы. Раскатать пласт для туловища, головы и шеи. Вырезать прямоугольник из керамического пласта.
2. Свернуть прямоугольник в цилиндр, загладить шов. Полученный цилиндр закруглить с двух сторон.
3. Изогнуть цилиндр. Скатать кошачьи лапы (цилиндры, с одной стороны расплющить (к туловищу, присоединить. Обязательно согнуть внизу лапки – это стопа.
4. Лапы пришлось усилить, т. е. добавить мягкой глины между туловищем и лапками. Все тщательно загладить.
5. Подготовить основание подсвечника. Для этого раскатать пласт. Поставить кота на керамический пласт (примерить).
6. Наметить линию обреза керамического пласта с учетом размещения свечи. Обрезать иглой.
7. Слепить уши, присоединить. Вылепить морду.
8. Гравировать орнамент на котике иглой, карандашом, зубочисткой.
9. Изделие поставить сушить. Затем обжиг в муфельной печи при 1050 градусов. Нанесение глазури и снова обжиг (температура обжига 960).
10. Проверка качества подсвечника.
Мною был еще выполнен один подсвечник в той же технике. Я постаралась представить себя ученицей Мастера на скопинском промысле.