Ольга Дейнекина
Творческий проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Птицы наши друзья».
Цель проекта : Расширить представление детей о зимующих птицах нашего края и их образа жизни, о роли человека в жизни птиц.
1. Чтение стихов детьми объединения «Веселая мастерская».
Цель: формирование представления о птицах через чтение стихов и рассказа.
Задачи:
- Рассказать о жизни птиц;
- Развивать внимание, любознательность, память;
Публикация «Творческий проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Воспитывать чувство доброты, сочувствия, милосердия ко всему живому.
(Рассказы детей о птицах сопровождаются звучанием голосов птиц.
Чтение отрывка из стихотворения А. Яшина.)
Педагог:
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство:
Птичье царство и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички:
Где запомнишь все клички,
Просто птички - и только!
И, конечно тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость,
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году вновь возобновлена.
Простите, птицы, нас, простите,
За неразумные дела.
Я верю, к нам вы возвратитесь,
Когда умчатся холода.
Вы расскажите всему миру,
Что иного у земли друзей.
Прошу, пожалуйста, простите
Таких безжалостных людей.
Мы обижали вас жестоко,
Но верю я, что в новый век,
Шагнёт не варвар, не губитель,
А символ жизни – человек.
Перелётные птицы.
Улетают, улетели…
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
(Е. Благина)
Педагог. Сережа, расскажет нам об одной из перелетных птиц, живущих в нашем крае - кукушке.
Сережа.
Осторожная кукушка,
Спряталась в листве,
И протяжно, не спеша,
Кукует в тишине.
Ветерок ку-ку разносит,
По лугам, полям,
И кому-то напророчит,
Долгих лет она!
Педагог. Кукушка – птица, известная практически каждому. Она довольно беспокойна, избегает общество других кукушек и не любит общаться с другими птицами. Рацион кукушки составляют насекомые, особенно личинки. Её любимое блюдо — мохнатые гусеницы, которыми «брезгуют» остальные птицы (волоски этих гусениц при переваривании пищи крепко втыкаются в стенки желудка). Такого рода пища абсолютно не подходит ее птенцам и многим другим птицам. Уничтожение мохнатых гусениц –кукушка помогает родной природе.
Кукушки не строят гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.
Яйца кукушек по размерам и окраске удивительно походят на яйца тех птиц, в чьи гнёзда они подкладывают их. Это объясняется тем, что в определённых местностях кукушки приспосабливаются подкладывать яйца в гнёзда лишь некоторых видов птиц.
Зимующие птицы.
Соня.
А с вершины — тук-тук-тук,
Раздается дятла стук.
Долбит клювом он кору,
Пищу ищет в ней к столу.
Вот тот дятел перед нами.
Занят он опять делами.
Долбит все свое дупло —
Птице будет там тепло.
Крепкий клюв имеет птица,
Им работать — мастерица.
Только слышим ее стук —
Тук-тук-тук да тук-тук-тук.
Автор: В. Гаазов
Педагог. Корм дятел добывает из-под коры деревьев, так как пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаёт он корм тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у него липкий и имеет на конце маленькие щипчики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Ещё он питается семенами хвойных деревьев. Ноги у него приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два - назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев.
Карина.
Жили-были две синицы.
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все полянки замело.
Позабыли вы, синицы.
Что ваш друг живет в станице:
Вон мой дом, мое окно.
Там отборное зерно.
О чем поют воробушки,
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы!
— Живы мы!
(В. Берестов)
Педагог. Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Она любит петь и зимой, и весной, когда тепло и ярко светит солнце. Только песни её разнятся…
Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.
Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.
Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.
Никита. Воробушек качаться захотел
Наш воробушек качаться
захотел,
В гости к тоненькой былинке
прилетел,
Сел на самую вершинку —
цинь-цвиринь:
«Покачай меня, былиночка,
подкинь.»
Колыхается былинка на ветру.
Ой, как солнце ярко светит
поутру!
Ой, как весело, когда на свете май!
Ты воробушка, былинка, покачай!
Педагог: Воробьи встречаются повсюду, они образуют солидную часть птичьей фауны всех стран и местностей; маленькие прыгуны-скакуны живут рядом с человеком, в лесах и на полях, в горах, их много и в жарких низменностях тропиков, в многолюдных городах и в безлюдных степях.
Какие бывают воробьи? Домовые, полевые, черногрудые, рыжие, каменные, снежные. Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают. Воробьи неплохо летают.
Воробьи выкармливают своих птенцов насекомыми, уничтожая в день большое количество мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц.
Педагог. А теперь ребята мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Сова».
2. Изготовление поделок.
1. Изготовление детьми из объединения «Веселая мастерская» поделок из бумаги «Птички».
2 Аппликации из пластилина «Птицы зимой».
Заключение
Таким образом, я уверена, что у моих ребят успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта дети не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, живущих рядом с нами, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Важным для них стало то, что птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц они будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые. Дети научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.