МААМ-картинки

Творческий проект по технологии Гобелен «Аист на крыше» (1 фото)

Альбина Мирхайдарова
Творческий проект по технологии Гобелен «Аист на крыше»
▼ Скачать + Заказать документы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Поисково-исследовательский этап проекта.

1.1. Историческая справка

1.2. Анализ существующей проблемы

1.3. Гобелен в России

1.4. Современный гобелен

1.5. Гобелен в интерьере

Глава 2. Организационно-подготовительный этап проекта

2.1. Планирование работы

2.2. Дизайн-спецификация

2.3. Банк идей

2.4. Эскизная проработка данной идеи

2.5. Оборудование и инструменты

Публикация «Творческий проект по технологии Гобелен „Аист на крыше“» размещена в разделах

2.6. Технология изготовления гобелена

2.7. Правила техники безопасности и организация рабочего места

Глава 3. Технологический этап проекта

3.1. Технологическая карта

3.2. Экономическое обоснование

3.3. Экологическое обоснование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Ручное ткачество, как один из самых распространенных его видов, особенно доступен для восприятия: его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство, особенно художественные промыслы, переживают трудный период не востребованности и незаслуженного забвения, что способствует утрате многих уникальных и самобытных видов народного искусства, получивших широкое признание, как в стране, так и за рубежом.

Своеобразными произведениями народного творчества являются гобелены, искусство изготовления которых было издавна известно различным народам, населяющим нашу необъятную страну. Они имели не только декоративное, но и практическое значение. Ими утепляли жилище, применяли в качестве санных пологов и попон.

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

Искусство гобелена обращено, прежде всего, к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально - чувственную сферы восприятия, плодотворно используются в системе художественного и эстетического образования.

Являясь древним и наиболее распространённым видом декоративно- прикладного искусства, гобелен очень близок и доступен людям для восприятия и отображения своего творчества в деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают их, вызывают у них желание воспроизводить увиденное.

Цели исследования: разработать и соткать гобелен.

Задачи исследования:

• Изучить и проанализировать научно – педагогическую литературу по искусству гобелена;

• Освоить технологию выполнения гобелена;

• Расширить свои знания в области искусства гобелена;

• Выполнить эскиз гобелена и исполнить по нему;

• Подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал;

• Разработать технологическую карту изготовления.

ГЛАВА 1. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

1.1. Историческая справка

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке. После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо. Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей. Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

1.2. Анализ существующей проблемы

Каким должен быть гобелен?

1. Гобелен должен быть ярким, чтобы привлекать внимание людей

2. Гобелен должен воздействовать на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы восприятия.

3. Гобелен должен быть сделан из безопасного материала

4. Материальные затраты должны быть меньше, чем предлагаемые в магазине

Что аналогичное уже есть в торговле?

Необходимо узнать:

1. Какие гобелены есть в продаже

2. Какова цена на эти изделия

3. Какие фирмы-изготовители гобеленов представлены сегодня на российском рынке

Где узнать:

1. Магазины рукодельниц

2. Интернет-магазин

Вывод: Сегодня в продаже розничная цена гобелена колеблется от 1500 до 50 000 рублей. Также на рынке присутствуют российские гобелены производственной и ручной работы. Проанализировав выше предложенные образцы, можно отметить, что в магазинах можно найти гобелены разных размеров : от небольших размеров размером с лист бумаги до крупных – на всю стену. Таким образом, я решила разработать и изготовить оригинальный гобелен, который по цене будет стоить дешевле, чем он стоит в магазине, и будет содержать интересный запоминающийся сюжет.

1.3. Гобелен в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажей речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.

1.4. Современный гобелен

Гобелен в современном интерьере очень популярен. Этот материал как предмет декора жилого помещения существует уже около пяти тысяч лет. Еще в древнем Египте была известна технология производства гобелена. Как говорят эксперты, ее сущность не сильно изменилась с того времени. Естественно, на смену кропотливому ручному труду пришли машины, штампующие бездушные копии текстильных панно, которые не отличаются друг от друга.

Но тенденции современного мира таковы, что в наши дни потребители испытывают потребность в большом количестве авторских, сделанных вручную, гобеленов. Эти веяния появились и в России. В наши дни в Санкт-Петербурге идет восстановление исконно-русских технологий, старинных мастерских, где несколько веков назад мастера несколько месяцев работали над одним произведением. Однако, во времена наших прабабушек гобелены практически не выполняли декоративной роли. Если и вешали гобелен на стену, то лишь для того, чтобы сохранить тепло в доме.

Шторы из гобеленов с обыкновенными орнаментами выполняли ту же роль. Ковры, одеяла и подушки, скатерти - и тут гобелен имел очень широкое применение. Для таких целей применялись гобелены без сложных рисунков и орнаментов, немарких тонов. Изделие ткалось из плотных и прочных ниток. Такие гобелены служили в какой-то степени даже стенами, разграничивая пространство больших жилых помещений.

Подобные приемы используются и в современных интерьерах, лишь принципиально поменялась точка зрения на гобелен. Он все больше утрачивает свою функциональность, превращаясь в самостоятельный декоративный элемент интерьера.

1.5. Гобелен в интерьере

Достоинство гобелена в том, что он подходит практически для любого интерьера, панно не ограничивает дизайнеров в том, какой стиль выбирать, на какое время ориентироваться. Если вы вознамерились оживить свой интерьер, придайте ему актуальности с помощью гобелена. Ведь это, наверное, наиболее простой и в тоже время самый модный способ привнести изюминку в свой дом.

Гостиная - традиционно наиболее большая комната в доме и в ней обычно не так много мебели. Это своеобразная визитная карточка всего дома, по которой можно говорить о состоятельности и вкусах хозяев дома.

Большое пространство гостиной не нагружается мебелью, как остальные комнаты. Обычно тут ставят мягкую мебель и небольшие столики. Стены при этом остаются открытыми. Это пространство прекрасно подходит для различных произведений искусств, в том числе и крупного размера. Это могут быть копии старинных гобеленов или вытканные копии известных картин. Причем настенные панно оформляются массивными багетами.

В оформлении кабинета актуальны панно небольшого размера, представляющие ансамбль на стенах. Необходимо только выбрать подходящую тематику - столицы Европы, различные цветочные этюды, натюрморты. Всегда в моде геральдические мотивы (герб, коронованный лев, традиционная для средневековья лента с девизом рыцаря, королевская лилия). Это позволит внести в помещение атмосферу серьезности и вдохновит на новые победы. Надо помнить и о том, что гобелены - это роскошное дополнение к мебели из ценных пород дерева, которая нередко встречается в кабинетах.

Плотная структура гобелена позволяет применять его на открытом воздухе в течение длительного времени. Красочные скатерти, накидки, чехлы на подушки и мебель сделают ваш внутренний дворик еще уютнее. Актуальные садовые мотивы в изображении на гобеленах - это различные цветы, животные, натюрморты.

Спальня - место для экспериментов с фактурой гобелена. Тут можно применять как тонкие гобелены ручной работы, так и драпировки "грубой" работы, для обивки мебели. Многие люди любят мягкие, приглушенные тона для спальни, но имеются и исключения, желающие видеть у себя яркие краски в интерьере. Покрывала и подушки являются неотъемлемой частью любой спальни и должны быть сделаны в одном стиле.

На кухне у нас должно быть буйство красок, заряжающее энергией на весь день. Как и в саду, на кухне допустимо использование сложнофактурных, плотных гобеленов. Это и скатерть, и накидки на стулья, и яркий натюрморт в рамке на стене. Все это добавит на кухню домашнего уюта и тепла.

Детская - самая яркая комната в доме, в которой все время царит легкий беспорядок. Наполняя эту комнату обилием текстильных изделий, вы не только предотвращаете болезненные падения малышей, но и позволяете фантазии ребенка проявить себя. Естественно, не должно быть серьезных тем, ребенка могут окружать герои любимых сказок и насыщенные цвета.

Подушки с эльфами, покрывало с картинкой из "Белоснежки и семи гномов", красочное панно с изображением Красной Шапочки и волка, придадут волшебную и добрую атмосферу в детской комнате.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.

2.1. Планирование работы

2.2. Дизайн-спецификация

Наименование изделия: гобелен.

Конечный потребитель: украшение моего интерьера дома.

Функциональное назначение: для интерьера

Допустимый предел стоимости: 567 рублей.

Человеческий фактор:

- способствует развитию эстетического вкуса ребенка;

- привлекает необыкновенностью;

- украшает интерьер комнаты.

Материалы, инструменты и оборудование: гвозди, рейки, пряжа, ирис, мулине.

Метод изготовления: ткачество.

Внешний вид: гобелен должен быть достаточно ярким и не сочетаться с интерьером комнаты.

Техника безопасности :

- при работе с приколачиванием гвоздей в рейки.

Моральные ценности:

- технология изготовления не должна наносить вред окружающей среде;

- изделие должно быть безопасным.

Результат проекта :

- качественно выполненный гобелен;

- умение подбирать нужные цвета;

- совершенствование навыков при изготовлении гобелена.

2.3. Банк идей

Оформление интерьера изысканным и практичным текстилем – один из завершающих штрихов, позволяющих создать уютную и приятную атмосферу жилища. Придать дизайну помещения особое очарование помогут изысканные гобелены – текстиль с уникальным переплетением нитей. Оригинальный орнамент, эксклюзивный рисунок или сюжетная картина на ткани способны изменить весь характер интерьера комнаты, придать ему тонуса или успокоить атмосферу. Использование гобеленов для украшения жилищ уходит корнями в глубокую историю, во времена, когда полотна с оригинальным плетением изготавливались исключительно вручную, требовали дорогостоящего сырья и большого количества времени мастера. Неудивительно, что готовые изделия стоили очень дорого и позволить себе подобный декор для своего жилища могли только состоятельные люди.

(см. приложение 1)

2.4. Эскизная проработка данной идеи

Перед выполнением эскиза необходимо учесть, что изобразительные возможности ткачества очень ограничены, особенно при невысокой плотности нитей основы. Потому для первых работ желательно выбрать геометрический или любой другой несложный стилизованный рисунок. В первую очередь необходимо определить размеры и форму гобелена. В ткачестве наиболее удобными являются прямоугольная или квадратная формы. Сложнее выполнить гобелен в форме круга или овала.

В гобеленном ткачестве возможны следующие формы передачи сюжета:

- декоративная трактовка сюжета – плоское изображение (очень условная передача объема, фронтальное изображение предмета, условность, усиленная стилизация мотивов, лаконизм, четкая графика, допустимо абстрактное решение темы;

- реалистическая трактовка сюжета – более живописная трактовка сюжета, передача объема, пространства, светотени;

- комбинированная трактовка сюжета, состоящая из сочетания декоративной и реалистической трактовок.

Последняя форма построения композиции наиболее часто применяется в гобеленовом ткачестве.

При выполнении гобелена необходимо также учитывать то, что уменьшение плотности гобелена существенно ограничивает изобразительные возможности ткачества.

Начиная работу над самостоятельным эскизом необходимо решить, какое место будет занимать мотив в эскизе. Его площадь должна отвечать размерам гобелена, потому что маленький объект потеряется на большом пустом пространстве. В декоративной композиции мотивы стоит размещать равномерно. Элементы орнамента чаще всего располагаются симметрично. Такая композиция называется статической.

В гобелене чаще всего используется асимметричная композиция. Такая композиция называется динамической. Мотивы могут контрастировать по формам и цвету, но они должны составлять гармоничное целое, что достигается равновесием элементов мотивов. Например, большое цветовое пятно уравновешивается несколькими малыми пятнами. При разработке композиции необходимо помнить, что ее украсит любой контраст: противопоставление цветов и оттенков, линий и пятен, форм предметов, фактур уточных и основных нитей.

Цветной контур обогащает композицию рисунка гобелена. Темный или светлый контур уменьшает контраст, объединяет самые разнообразные цвета, создает цветовую целостность. Черный контур притемняет цветовое пятно, белый – освещает, а серый соблюдает нейтралитет. Контур может быть толстым или тонким, обращать на себя активное внимание или легкими штрихами слегка выхватывать фигуру из фона. Черный, белый и серый цвета легко входят в любую композицию и объединяют другие цвета.

(см. приложение 2)

2.5. Оборудование и инструменты

Оборудование Инструменты Дополнительные материалы

Рама из рейки гвозди,

ножницы,

молоток,

пряжа,

мулине,

ирис,

игла,

картон,

простой карандаш,

ластик расческа,

ватман

2.6. Технология изготовления гобелена

Изготовление гобелена начинается с натяжения основы. Между вертикальными нитями основы прокладываются поперечные – уто к. Поэтому в первую очередь вам понадобится рама для ткачества. Раму для гобелена можно сделать самостоятельно из доступных материалов. Для этого мне понадобятся рейки для его сборки. На раму нужно вбить гвоздики или натянуть нити основы на сам подрамник.

Для основы использовала пряжу. Для работы нужна прочная нить, желательно не скользкая и не очень тонкая (1-2 мм).

Для утка подойдёт практически любая пряжа, но я использовала нити ириса. Хлопок, л н, джут, шерсть-ровница, пряжа ручного прядения, шпагаты для макраме, ленты из ткани, трикотажная пряжа – все эти варианты подходят для ткачества гобелена.

2.7. Правила техники безопасности и организация рабочего места

Работа над гобеленовым полотном достаточно трудоёмка. И чтобы работа шла скоро, следует хорошо приготовиться к ней.

1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

2. Нельзя пользоваться ржавой и гнутой иглой.

3. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

4. Источник света должен находиться слева.

5. Каждые 1-1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых.

6. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

7. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.

8. Необходимо прочно закрепить гвозди в рамку. Если этого не делать, то во время работы гвоздь может выскочить из основания и поранить.

9. Держать гобелен в труднодоступных местах от детей и домашних животных.

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

3.1. Технологическая карта

1. Построение чертежа в натуральную величину. Разработка мелких деталей.

2. Подготовка рамы с помощью четырех реек и трех сантиметровых гвоздиков с двух-трех миллиметровой шляпочкой. А также необходимо купить пряжу, ирис.

3. Прибить гвозди к готовой раме.

4. Натянуть нити ириса на раму.

5. Приступить к работе над гобеленом.

6. По окончании основной части гобелена перейти к детализации композиции.

7. Контроль качества.

(См. приложение 3)

3.2. Экономическое обоснование

№ Наименование Цена (за штуку в руб.) Расход количества (штук) Стоимость (руб.)

1 Гвозди затяжные 0,5 300 300

2 Пряжа 19 10, остатки из копилки 190

3 Нити ирис 50 1 50

4 Рейки Из копилки

5 Мулине Из копилки

6 Ватман 27 1 27

Всего 567 руб.

Вывод: затраты на проект получились значительно ниже, чем допущенный в начале работы предел стоимости и цены на ассортимент предлагаемой в магазинах. Изготовление такого гобелена экономично для моей семьи.

3.3. Экологическое обоснование

Используемые материалы не наносят вреда здоровью людей, так как в их состав входят натуральные и синтетические волокна, которые соответствуют санитарным нормам. Цвет подобран с учетом влияния цвета на людей.

Изготовление изделия – экологически чистое производство:

- практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих атмосферу;

- при работе с материалами не выделяются вредные вещества для организма человека;

- рациональное использование природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думаю, что я достигла цели и решила все задачи, которые поставила себе в начале проекта : проанализировано, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже; изучена и проанализирована научно – педагогическая литература по искусству гобелена; освоила технологию выполнения гобелена. Я расширила свои знания в области искусства гобелена, выполнила эскиз и по нему исполнила гобелен, подобрала недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материала, разработала технологическую карту изготовления гобелена.

На эту работу было потрачено две недели, но гобелен получился таким, как было задано в начале. В результате проделанной работы, я усовершенствовала свои знания, умения в проектировании и изготовлении гобеленовых изделий. В процессе работы были проанализированы образцы гобеленов, предполагаемые магазинами. При подборе материалов учитывались экологические свойства материалов, которые считаю наиболее важными при изготовлении гобелена.

На эту работу было потрачено две недели, но гобелен получился таким, как было задумано в начале. С этим проектом я заняла первое место на рaйонной олимпиаде по технологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

1. Дворкина И. А. Гобелен за десять вечеров. – М., 1998.

2. Ефремичева Н. В. Технология изготовления гобелена. – О., 2004.

3. Есипова Г. Л. Дама с единорогом: Гобелен на стене. – М., 1999.

4. Журнал мод. Спецвыпуск. Рукоделие. – М., 2002.

5. Журнал «Рукоделие». – М., 2003.

6. Журнал «Деко». – М., 2008.

7. Журнал «Педагогические и искусствоведческие исследования». – М., 2003.

8. Журнал «Школа и производство». – М., 2009.

9. Иеруссалимская А. А. Шерстяные ткани из раннесредневековых могильников Северо-Западного Кавказа в контексте местной культуры. – С-П., 2000.

10. Ковещникова Е. Н. Основы искусства гобелена. – М., 1993.

11. Молотобарова О. С. Учите детей вышивать. – М., 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индийская принцесса

31 297.12 руб

Осеннее настроение

3 000 руб

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Творческий проект по технологии Гобелен «Аист на крыше»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Аист на крыше — мир на земле» ВидеоФотоотчет «Аист на крыше — мир на земле» Видео Уважаемые коллеги! В преддверии праздника- Дня Победы в Великой Отечественной войне - мне хочется рассказать о традиции в нашем детском.

Фотоотчёт о танце «Аист на крыше»Фотоотчёт о танце «Аист на крыше» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем.

Летний фотоотчет «Аист на крыше, счастье под крышей»Летний фотоотчет «Аист на крыше, счастье под крышей» Наше северное лето никак не может до нас дойти, где -то задержалось оно в пути. Но мы еще надеемся на теплые солнечные денечки, мечтаем.

Мастер-класс по объёмной аппликации из бумаги «Аист на крыше»Мастер-класс по объёмной аппликации из бумаги «Аист на крыше» Цель: Изготовление объёмной аппликации из кругов бумаги «Аист на крыше». Задачи: - Развивать творческие способности детей; - Познакомить.

Творческий проект по технологии ученицы 5 класса «Горячие бутерброды» Творческий проект по технологии «Горячие бутерброды». Автор проекта: ученица 5 класса Меньщикова Арина Руководитель проекта: учитель.

Творческий проект «Чудесный мир сказки»Творческий проект «Чудесный мир сказки» Творческий проект «Чудесный мир сказки» Выполнили: воспитатель ИЗО Шальнова И. В. воспитатели подготовительной к школе группы «Осьминожки».

Творческий проект «Хлеборобот»Творческий проект «Хлеборобот» .

Творческий проект «Как прекрасен этот мир!»Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Актуальность проекта: Одной из важных задач, отражённых в ФГОС является «объединение обучения.

Творческий проект «Кукурузамания»Творческий проект «Кукурузамания» На протяжении двух месяцев длился творческий проект "КУКУРУЗАМАНИЯ" в нашем детском саду - мы помогали развеселить жителей страны Кукурузии.

Творческий проект «Скворечник»Творческий проект «Скворечник» Творческий проект "Скворечник"Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. Мы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект по технологии Гобелен «Аист на крыше»
Опубликовано: 2 июня 2022 в 18:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект по технологии Гобелен «Аист на крыше»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Мирхайдарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД