Татьяна Олейниченко
Планирование непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум 2- я часть
Действие второе
5 слайд. Рассказчик.
И идет Педагог, и спешит Педагог,
И науки гранит грызет Педагог, И одно только слово твердит Педагог:
ФГОС, ФГОС, ФГОС…
Кто видит, тот увидит,
Кто мыслит, тот поймет,
Кто слышит, тот услышит,
Кто ищет, тот найдет.
Долго ли, коротко ли шел Педагог, и встретились ему дивные Образовательные области. (На слайде карта образовательных областей).
Спросили они его: отчего же он не весел, буйну голову повесил?
Публикация «Планирование непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Поведал тогда педагог им о проблемах своих: как планировать мероприятия и какие; как обеспечить непрерывную работу по теме?
А Образовательные области успокоили его, сказали, чтобы не тужил, не кручинился. Молвили, что службу ему сослужат верную.
Предложили ему Образовательные области дать названия своим мероприятиям в честь Темы прекрасной (тематика мероприятий по областям).
Задумался Педагог, с коллегами стал предлагать свои названия (тематику мероприятий, с друзьями советоваться (планирование).
Каждая группа планирует по одной из областей:
Рассказчик: Почему ОО «Социально - коммуникативное развитие» - считается наиболее трудной по организации педагогической работы? (потому что усвоение её происходит в игре, самостоятельной деятельности, свободном общении. Знания, которые дети получили на НОД и не закрепляются в повседневной жизни, не приносят пользы детям)
ОО «Речевое развитие»
ОО «Познавательное развитие»
• ОО «Художественно - эстетическое»
• ОО «Физическое развитие»
Педагоги диву даются, как же все ладно получается. А Образовательные области свое твердят:
- «Надобно создать для Темы условия хорошие!» (планирование работы в центрах развития).
Развивающая предметно-пространственная среда :
Тематические игровые центры группы дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и,
соответственно, области познания. Различные темы, задания (проекты) должны учитывать
интересы детей и должны быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким
образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор развивающих центров (уголков) и материалов.
Педагоги из групп представляют планы - проекты среды к Дню Победы.
Слово за слово, наконец, понял Педагог, где Тема проживает в каждой области. Напомнили тогда Образовательные области Педагогу о волшебном клубочке. Это «клубочек» об организации НОД.
Рассказчик: В новых документах встречаются понятия, которые мы должны правильно понимать и грамотно применять в педагогической деятельности.
1. «Социальная ситуация развития» представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Как вы понимаете " ситуация развития»?
Педагог: Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет и путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа "построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. "
2. Индивидуальная образовательная деятельность.
Педагог: Основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится не система знаний, умений и навыков, а личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения, состояние здоровья.
Педагог: Характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме
партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3) свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при
соответствующей организации пространства);
4) открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Обсуждение педагогами
Педагог: В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись
потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.
Когда педагог становится партнером ребенка и равноправным участником общей работы, меняется:
– стиль поведения взрослого (непринужденно-доверительный);
– рабочее пространство группы, в котором разворачивается
совместная работа (от отдельного места к месту за общим столом рядом с детьми);
– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
- положение детей:
- дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе.
Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью ничегонеделанием.
- вырабатываются порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их
общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет;
- дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Педагог:
- Воспитатель постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
- Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному
решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
- Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать
их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать
детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных
действий.
Тут припомнил Педагог, что в свитке было сказано: должен он «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов» ( обсуждение: цель и задачи в младшем и старшем возрасте)
Действие третье
Слайд 6. На сцене Дуб мудрости.
Рассказчик.
А сказка наша между тем продолжается,
И снова нам Педагог встречается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вновь оказался Педагог под Дубом мудрости.
Много он нового узнал, много интересного открыл, да понял, что одному ему все это не осилить. Задумался Педагог и не заметил, как очутились перед ним ФГОС. А ФГОС глянули на Педагога ласково, одобрили его деяния. Напомнили они Педагогу о том, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись ему без помощи Родителей и Социальных партнеров, а, уж заручившись их поддержкой, можно творить в свое удовольствие и во благо детей малых! И результат деяний всегда будет превосходным. Стал Педагог приглядываться – так и есть.
И тогда позвал Педагог друзей верных: Родителей и Социальных партнеров (планирование работы в данном направлении)
Работа с родителями и социальными партнерами
Понял Педагог: где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая – в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.
Вот так Педагог живет-поживает,
Нигде горя не знает.
Вот какие дела порой случаются!
Но на этом сказка о ФГОС не кончается –
Это только начало пути нового,
А мы желаем вам удачи и творческих идей,
Чтобы этот путь достойно пройти!
Слайд 7. Релаксация.
Рассказчик: А клубочек волшебный в руки к вам покатился
И от современных подходов ещё раз насладился:
Современные подходы - это
- пересмотр традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды
деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их
самостоятельной деятельностью;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и
инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей.
Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций; обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у
него (а не только у взрослого);
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Правила демонстрации уважения к детям со стороны воспитателя:
- Всегда называйте детей по имени;
- Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно;
- При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на
низкий стул;
- Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему;
- Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это;
- Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей;
- Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах;
- Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.
Слайд 8. Итог:
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.