Бикмухамбетова Тасмиля
Творческий проект «Процесс социальной адаптации молодого Айкьюиста в профессиональную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье раскрывается проблема профессионального становления начинающего педагога- IQ-иста в сфере дошкольного образования. При этом важнейшую роль в повседневной профессиональной деятельности начинающих IQ-истов отводится заведующей и старшему воспитателю (методисту,которым следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой.
Публикация «Творческий проект „Процесс социальной адаптации молодого Айкьюиста в профессиональную деятельность“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Период вхождения начинающего педагога (далееIQ-иста)в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Маркова А. К. рассматривает адаптацию, как один из этапов, составляющих уровень профессионализма работника.
Вместе с тем, как нам представляется, изучение целостного процесса адаптации IQ-иста к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении по-прежнему представляет интерес в плане недостаточной разработки педагогической составляющей.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, невелико, несмотря на острую нехватку профессиональных кадров. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя (методиста) педагогического коллектива.
На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов дошкольных организаций становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
Вот почему перед руководителями, специалистами, педагогическим коллективом дошкольной организации одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержания их на педагогическом поприще.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма
Актуальность названной проблемы, которая, в свою очередь, и определила выбор темы проекта, целесообразно рассматривать в трех аспектах:
- педагогическом, предполагающем выявление педагогических основ и условий эффективного управления процессом адаптации молодого IQ-иста в практике работы дошкольной организации; исследование влияния указанных явлений на его профессиональное становление и рост педагогического мастерства; разработку методических рекомендаций по решению указанной проблемы;
- психологическом, связанном с развитием у начинающего IQ-иста потребности в самосовершенствовании, личностном росте; создании условий для формирования мотивационно-ценностных установок на успешную профессиональную деятельность;
- социальном, так как адаптация молодого IQ-иста основывается на социализации его личности, протекает в непосредственном взаимодействии по линии диад «воспитатель-воспитанник», «воспитатель-воспитатель», «воспитатель-администрация дошкольного образовательного учреждения», «воспитатель-психолог», «воспитатель-родители воспитанника».
Именно по этой причине мы считаем, что адаптация молодых педагогов к педагогической деятельности в дошкольной организации должна проводиться комплексно: заведующей, старшим воспитателем (методистом, IQ-тором при участии всего педагогического коллектива.
Обращаясь к проблеме профессиональной адаптации IQ-иста, мы полагаем, что необходим системный подход в понимании сущности названного вопроса. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения составных самого понятия «адаптация», тем более что адаптационные процессы к настоящему времени индентифицированы,как универсальные для всего живого мира, а адаптация, как понятие и как проблема социального содержания остается недостаточно изученной.
На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации IQ-истов к педагогической деятельности в дошкольной организации, были определены цель и задачи проекта.
Цель: создание в ДО условий для профессионального роста молодых IQ-истаов способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого IQ-иста.
Задачи:
1. Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых IQ-истов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых IQ-истов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
3. Совместно планировать карьеру IQ-истов;
4. Приобщать молодых IQ-истов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДО.
5. Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
6. Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;
7. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений;
8. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей;
9. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;
10. Обучить навыкам преодоления ситуаций профессионального стресса.
Принципы:
1. Принцип добровольного участия как в целом занятии, так и в отдельных заданиях и упражнениях.
2. Принцип диалогизации взаимодействия, т. е. полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
3. Принцип самодиагностики, т. е. самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
Гипотеза: Мы считаем, что если в процессе адаптации IQ-истов использовать системный подход по повышению уверенности в своих силах, профессиональной компетентности IQ-истов, то это позволит начинающему IQ-исту быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью испытывают шок. Молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать.
Работа по проекту проводится в три этапа:
1. Организационный этап
2. Практический этап
3. Обобщающий этап
Следует заметить, что работа по теме проекта будет продолжаться с учётом выявленных проблем и сложностей молодых воспитателей.
Практическая значимость и результативность работы по проекту заключается в том, что внедрение разработанных мероприятий по адаптации IQ-истов позволит успешнее решать проблему удовлетворения потребности личности в профессиональном (как педагога) самоопределении и становлении, позволит всесторонне учитывать ее индивидуальные особенности, будет способствовать закреплению специалистов, формированию их ответственности и мобильности, что особо значимо в условиях рыночных отношений.
Мы учитывали, что профессиональная адаптация начинающего IQ-иста в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
-трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;
-профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития;
-в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
-материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Процесс повышения профессионализма IQ-истов строится с учё том следующих факторов:
- уровень базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены;
- индивидуальные особенности личности;
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
- наличие практического опыта общения с детьми.
I этап -организационный.
Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению:
1. На этом этапе идет изучение имеющихся знанийIQ-истов. Для этого старший воспитатель (методист)и педагог-IQ-тор проводят собеседование, в процессе беседы выясняется знаком ли специалист с программой, которая реализуется в дошкольном образовательном учреждении, а так же вероятность возможных затруднений в организации учебно-воспитательного процесса.
2. Далее уточняется степень практической подготовленности (умений). Для этого старший воспитатель (методист) совместно с педагогом -IQ-тором посещает ОУД, а так же присутствует во время режимных моментов и игровой деятельности, наблюдая и анализируя тем самым организацию воспитательно-образовательного процесса.
Помощь IQ-исту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Заведующая, старший воспитатель (методист, коллеги должны быть максимально тактичными в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".
Молодой IQ-ист испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а заметив педагогические успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
Мы считаем, что в коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, IQ-ист быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
II этап работы -практический.
Цель практической работы заключается в оказании помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знание, умение и личностные компоненты, совершенствовать профессиональных умений по взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса :
На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с IQ-истами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Данный этап длится в течение всего учебного года.
Более подробно остановимся на содержании деятельности IQ-тора по сопровождению адаптации IQ-истами. IQ-тор планирует и осуществляет работу по повышению педагогической компетентности.
Данная работа осуществляется через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий в рамках работы школы IQ-тора.
Становление айкьюиста и повышение интеллектуальной компетентности:
-IQ-торство
-оказание помощи в самообразовании через подборку методической литературы, периодических изданий по интересующим вопросам
-стимулирование IQ-истов к изучению опыта работы коллег своего учреждения и других ДО
- усиление организации адресной методической помощи в организации воспитательно-образовательной работы.
При составлении плана работы ШколыIQ-тора учитывали загруженность опытных воспитателей и содержание работы основано на следующих принципах.
*Доступность материала. При подборе рекомендаций и изложении информации не используются сложные термины из области педагогики и психологии. «Житейский» язык плюс актуальность вопроса обеспечивают результат - наши коллеги получают необходимый минимум педагогических знаний.
* Индивидуальный подход. При составлении плана работы IQ-тора всегда учитываются пожелания самих участников, в процессе бесед обязательно выясняются вопросы, которые воспитатели считают для себя наиболее актуальными.
* Практико-ориентированный подход, который эффективен в работе с взрослыми людьми не меньше, чем с воспитанниками детского сада. ЗанятияIQ-истами организуются в форме увлекательных тренингов или деловых игр, в процессе которых воспитатели выступают как в роли детей, так и в роли взрослых. Теоретическая информация дается в виде беседы-диалога с равноправными партнерами, которым предлагаются для обдумывания проблемные ситуации.
* Системность. Содержание работы школы IQ-тора логически и тематически связано с годовым планом работы ДО.
III этап - аналитический.
Цель аналитического этапа:заключается в подведении итогов деятельности по результатам адаптации в педагогическом коллективе и повышению педагогической компетентности IQ-иста, мотивация участников к самообразованию:
– заполнение листа рефлексии участниками профессионального объединения;
– домашнее задание поисково-творческого характера;
– оценка деятельности профессионального объединения, выработка решений и рекомендаций.
В конце учебного года старший воспитатель и педагог-IQ-тор, проанализировав результаты работы, отслеживают динамику профессионального роста IQ-иста, намечают перспективы дальнейшей работы с ним.
На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг IQ-иста среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом.
По специально разработанному вопроснику он может подготовить самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год, который позволит увидеть свой профессиональный рост, и определить еще имеющиеся проблемы в его работе.
В целом можно отметить, что целенаправленная комплексная работа с IQ-истами, приносит положительные результаты как самим сотрудникам, так и детям, ради которых и осуществляется вся эта объемная работа. Такое построение работы школы IQ-ютора, способствует формированию оптимального педагогического общения начинающего IQ-иста, с членами педагогического коллектива, с детьми и их родителями, включает эффективные условия для успешного профессионального становления молодого IQ-иста, :
1. Вовлечение IQ-иста, в активное профессиональное сотрудничество с членами педагогического коллектива.
2. Вооружение IQ-иста, с опытом профессионального сотрудничества.
3. Создание «оптимистически гуманной атмосферы» для педагогической деятельности IQ-иста.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому заведующей, старшему воспитателю, IQ-тору дошкольной организации к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым IQ-истом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Особенно важной нам представляется работа с молодыми IQ-истами на первом и втором этапах его профессиональной деятельности
Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы предоставляется педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.
Список литературы:
1. ГОС стандарт РК- Дошкольное воспитание и обучение. КР МЖМБС1.001-2009 г Астана.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2009.
4. Виноградова Н. А., Шилова Е. А. Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С. 90-98.
5. Молчанов С. Г., Яковлева Г. В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление ДОУ. - 2007.- №7.- С. 25-29
6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Доронов С. //Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12. - С. 88-93
7. Люкина, Н. Н. Информационно-методическое сопровождение деятельности районных методических объединений педагогических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н. Н. Люкина// Методист. – 2009. – № 8.