Папки-передвижки

Творческий проект как средство развития литературного творчества младших школьников

Алипова Лилия
Творческий проект как средство развития литературного творчества младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Творческий проект как средство развития литературного творчества младших школьников

Детство – удивительная пора, когда ребенок фантазирует, воображает, придумывает игры, небывалые истории. Как сохранить радость открытий, желание творить, мечтать, изобретать у ребенка, пришедшего в школу?

Публикация «Творческий проект как средство развития литературного творчества младших школьников» размещена в разделах

На мой взгляд, эти задачи решают творческие проекты. Потому что, творческий проект хоть и похож на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер.

Так, например, уже с первого класса мы с детьми создаем проекты. Детям предлагается придумать различные темы проектов. Важное условие при выборе темы – обоснование. Первоклассники рассказывают, почему они выбрали эту тему, что бы они хотели изучить и каков будет продукт.

Обосновывая тему «Мой сказочный алфавит», дети сочиняют стихи:

В первый класс пришел учиться!

«Нелегко!» - хочу сказать.

Трудно азбука даётся,

Это не в футбол играть!

Думал я: как сделать лучше,

Чтоб запомнить, наконец,

33 все эти буквы!

В школе скажут : «Молодец!»

Думал, думал и - придумал:

Буду сказки сочинять.

Вот на что похожа буква –

Буду в мыслях представлять.

…Буква «С» как будто месяц,

Что нам освещает путь,

Чтобы мы не заблудились,

Загулявшись где-нибудь!

Буква «Д» как будто домик,

Буду жить в нём, не тужить!

Сочиню про буквы сказки,

И запомню АЛФАВИТ!

Да, нелегкая эта задача: выучить все буквы алфавита!

Весь класс включается в работу! Дети ассоциируют каждую букву алфавита с каким-либо предметом, сочиняем короткие стихи, редактируем их, предлагаем иллюстрации. Процесс захватывает детей, сколько создается образов!

Буква «К» нам представилась такой:

Плывут по небу облака.

Одно по форме - буква «К».

Решил тогда в игру сыграть:

На что похожа «К» искать.

Так! Клюв ворона открывает –

Нам букву «К» напоминает.

Вот ветка на земле лежит,

Овчарка к ней уже бежит.

Собака в пасть ее взяла.

О! Внешне тоже - буква «К»!

В руках мальчишки два флажка.

Вот так взмахнет и тоже – «К»!

И что тогда я смог понять?

Какую истину узнать?

В любом предмете есть загадка,

А уж в фантазии - отгадка!

Букву «Ш» мы представили так:

Сидит играет малышок,

В руках он держит гребешок.

Что тут такое, посмотри!

«Ш» - буква спряталась внутри.

Она такая озорница:

Играет в салки, веселится.

Захочет: станет «Ш» ковшом -

Копать он землю будет днем!

Захочет: может щёткой стать –

Нам зубки будет отчищать.

Ну и, конечно, рельсы, шпалы…

- Ответьте быстро мне, друзья:

Тут наша буква пробегала?

Мы громко хором скажем: «Да!»

А в заключении пишем:

Вот написаны все сказки!

В любой из них душа живет.

Для первоклашек тут подсказки,

И помощь каждый в ней найдет.

Волшебная Азбука светом искрится.

И детям не раз она пригодится!

Мы очень-очень старались!

Со всеми буквами

Мы разобрались!.

Создаем иллюстрированную красочную книгу «Мой сказочный алфавит».

Творческие проекты ценны тем, что не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Так, в 3 классе мы с учениками выбрали тему проекта «Образ Кота в народных и в авторских сказках». И авторы – мои третьеклассники! Какую же проблему ставят дети при создании проекта?

«У многих из нас есть кошки. Это наши любимые животные. Мы любим их за то, что они ласковые, игривые. А еще есть мнение, что кошки лечат людей.

А еще мы любим сказки! Ни одна русская народная сказка не обходится без животного персонажа. Кошки часто становились персонажами различных сказок. Какими же качествами наделяют авторы сказок кошек? Они своим образом отображают мир людей, показывая превосходство сильных героев над слабыми героями, доброту, дружбу и находчивость. Каждый из персонажей животных отображает характер, присущий определенному типу человека. Например, трусишка всегда в образе зайца, хитрец и льстец – в образе лисы, а справедливая личность – это кот.

Кот является игривой натурой. Выступает в роли разбойника, а порой и вором. Он при этом обладает хитрым умом и добротой. Его красноречие спасает от неприятных переделок. Он - защитник и покровитель своих друзей. Кот, как и в жизни, силой не обладает, его власть - в его слове. Именно слово наводит страх на животных сильнее, чем он. Например, кот наводит страх на волка и медведя в сказке «Кот и Лиса», называя себя Воеводой.

Мы не можем четко дать себе ответ о том, каким чаще всего представляется образ Кота в сказках: положительным или отрицательным?

В своем проекте нам бы хотелось попробовать более детально изучить образ Кота в народных и в авторских сказках.»

Пишем сказки, иллюстрируем их, создаем книгу! Кот в нашей книге и волонтер, и строитель, и космонавт, и Симка, и учитель лесной школы!

В процессе работы над проектом рождается новая идея: создать иллюстрированный календарь, состоящий из 13 листов (обложка и 12 листов) с собственными иллюстрациями сказок, главным героем которых является Кот. А еще нам захотелось сыграть мини-спектакль:

Всем привет! Я - гордый Кот!

А горд я тем, что без забот

Во многих сказках главный - я!

К примеру вот стихотворения :

Судите сами, это - раз

Так начинается рассказ:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Все ходит по цепи кругом.

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

И в этой сказке я - учёный,

А много ли таких зверей,

Чтобы без всякой там короны

Заметны были! А теперь..

Второй рассказ.

Там в сапогах я - высший класс!

Во-первых, я умён настолько!

Хозяину там своему

Не напрягаясь, да и только

Собрал я денег по добру!

А во-вторых, я хитрый, ловкий

И преданный к тому же я!

Я обманул и великана

И самого Аж короля!

Их обманул, собрал деньжат,

Хозяин был и сыт и рад!

Ведь друга я в беде не брошу!

Все потому, что я хороший!

Про третью сказку скажу я-

Коты и мышки - не друзья!

Уж так устроена природа

Могу и мышку скушать я.

Какая б ни была погода,

Я - просто Кот! В этом весь Я!

Ещё четвёртый котик есть!

Я романтичный, храбрый весь.

И познакомившись с Лисой,

Был добр к ней я, как к родной!

Принесли Медведь и Волк

Мяса мне быка, барана.

Я в еде-то знаю толк!

Съев, мяукал: «Мааало!»

Волк в кустах пошевелился,

Я подумал: "Это Мышь"!

Бросился на зверя,

Тот так быстро сразу: «Кыш!»

Эх, не повезло ведь Волку!

А Медведь - за ним вдогонку!

Я пятый кот! Я - музыкант!

У меня большой талант.

Я с друзьями пел, много ездил,

Маааало ел!

С Бременскими музыкантами

Под Новый год

Песни мяукал без забот.

И желаю, чтоб этот год

Был у вас всех без хлопот!

Третий Д наш - самый лучший!

Из школы мы 760,

Где много учится ребят!

Сочинили стих про кошек

И теперь мы знаем точно:

Они умны, хитры, мудры,

Практически совсем, как мы!

Такие преданные, заботливые,

Бережливые и изворотливые!

Теперь о кошках знаем много

И всем вам можем рассказать,

Что кошка дома - это клево!

Она вам будет помогать!

Мяу…

А в 4 классе мы уже заранее выбрали тему проекта : «Образ Березы в различных видах искусства».

Тема проекта : «Образ Березы в различных видах искусства»

Цель : создание иллюстративного сборника сказок и стихов о березе, сочиненных учащимися 4 «Д» класса, «Береза на Руси – святыня»

Постановка проблемы:

Почему березку называют святыней? И почему Русь "березовая", а не осиновая, дубовая, кленовая.? Почему так много прекрасных стихов, сказок, песен, картин посвящено этой стройной, кудрявой, тонкой, белой, всегда положительной героине - Березе!

Береза – самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица – символ добра и красоты, символ родной земли.

Как известно, одним из главных символов нашей великой державы с давних пор является береза. Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, русской глубинкой.

Нам, русским людям, трудно представить себе поле или лес, где не было бы этой белой красавицы! Оказывается, в переводе на русский язык название дерева обозначает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов, и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой). Кроме того, растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты. Многие поэты, писатели, художники воспевают красоту березки. И мы тоже написали свои картины, стихи и сказки об этом удивительном дереве!»

На наш проект была написана рецензия:

«В век компьютеризации, когда компьютер часто заменяет книги, становится актуальным развитие литературного творчества учащихся начальной школы. Данный проект призван побудить учеников к собственному творчеству.

Работа включает в себя и исследовательскую, и творческую части. Учащиеся в работе детально изучили образ березы в различных видах искусства: живописи, поэзии, музыке. И на основании изученного создали иллюстрированный сборник стихов и сказок о березе.

Ценность проекта в том, что авторы привлекли весь класс к рисованию иллюстраций, сочинению собственных сказок и стихов о березе. Учащиеся издали сборник, отобрав лучшие работы одноклассников. Сборник оформлен эстетично, несомненно, он станет для авторов проекта отправной точкой в мир слова и искусства».

Подводя итоги реализации проектов, мои ученики отмечают, что им удалось:

• создать иллюстрированный календарь, который отражает образ Кота в сказках;

• проявить собственное творчество при сочинении сказок о Коте, Березе, буквах;

• найти свой вариант систематизации и оформления собранных материалов;

• научиться работать в команде;

• побывать в роли художников и авторов сказок и стихов.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект как средство развития литературного творчества младших школьников
Опубликовано: 13 января 2020 в 19:28
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект как средство развития литературного творчества младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Алипова Лилия (УИ 2173669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД