Татьяна Устюжанина
Творческий проект «Город чудный, город древний» как средство формирования культурно-исторических и нравственных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферу жизни общества.
Слайд 2
На актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций дошкольника, его нравственного облика нам указывает и один из основных документов в сфере дошкольного образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Слайд 3
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Одной из основных задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является необходимость приобщения воспитанников к системе общечеловеческих ценностей, «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Духовно- нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, городу, а ведь это основа из основ духовно-нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, родного города. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему городу. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне
В нашем МДОУ в течение ряда лет проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей с учётом специфики места проживания подрастающего поколения.
Способом формирования культурно-исторических и нравственных ценностей у своих воспитанников мы избрали творческие проекты.
Одним из таких проектов стал творческий проект для родителей и детей «Город чудный, город древний».
Слайд 4 -5
Цель проекта : духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истории родного города, знакомство с прошлым и настоящим.
Слайд 6 -7
Задачи проекта :
• Дать детям знания о родном городе : история, символика, достопримечательности.
• Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
• Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, его жителям, их труду.
• Учить отражать в изодеятельности удивительное в окружающей действительности нашего города.
• Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
• Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
• Развивать способности к речевому планированию, логическим операциям.
• Воспитывать чувство любви и гордости своей малой Родиной.
Гипотеза:
Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, будут способствовать их полноценному нравственно -патриотическому воспитанию, расширят представления детей о родном городе, научат ориентироваться в своём городе.
Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый
Слайд 8
Участники проекта : дети, родители воспитанников, педагоги
Время реализации проекта : январь – март 2014 год
Слайд 9 -10
Предполагаемый результат реализации проекта :
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому.
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых.
Место проживания: город, область; символику города, местонахождение его на карте,достопримечательности.
Климатические условия; реки, флору и фауну города и области; природоохранительные мероприятия.
Должны научиться любоваться природой родного города, бережно относиться к ней.
Этапы реализации проекта
Слайд 11 -12
Подготовительный:
Педагоги:
Анкетирование родителей, беседы, выявляющие знания и представления дошкольников о своем городе, мониторинг уровня знаний детей, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы работы, изучение истории родного города. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
Основной (реализация проекта) :
Педагоги:
составление конспектов занятий, изготовление презентаций, альбомов; разработка инновационных технологий; создание краеведческого мини-музея и т. д.
Родители:
подбор материала для генеалогического древа, беседы с детьми о городе, в котором живём; пешие экскурсии по городу, сбор информации, исторических материалов и др.
Дети:
участие в конкурсе чтецов, экскурсии по улицам города, к памятным местам, в библиотеку, в музей. Рассматривание иллюстраций в книгах. Изучение родного города, природы, культуры народов Севера на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, по изобразительной деятельности. Участие в лыжных соревнованиях «Кольский пингвинёнок». Участие в трудовом десанте.
Заключительный:
представление проекта «Город чудный, город древний» в форме мультимедийной презентации на заседании педагогического совета.
Создание виртуальной книги «Познавательный сказ про колян –северян»
Слайд 13 -14
В ходе реализации проекта работа велась в различных направлениях:
1. Создание условий для реализации проекта –оснащение развивающей предметно –пространственной среды;
2. Социально –коммуникативная деятельность;
3. Познавательно – исследовательская деятельность;
4. Речевое творчество;
5. Художественно –эстетическое творчество.
Слайд 15 -19
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды :
мини – музей «Город чудный, город древний»; библиотека «Коляне»; подбор и изготовление дидактических игр и пособий, изготовление макетов «Наш любимый детский сад»; «Быт поморов» ,«Коляночка»
Слайд 20 – 24 Познавательно-исследовательская деятельность: (виртуальное путешествие в прошлое, целевые экскурсии, герб города, Экскурсия в Краеведческий музей
Слайд 25 -30
Социально-коммуникативная деятельность:
герб семьи, родословное древо, «Мой дом –моя крепость»;, арт-проект, мини-исследование «Восстановление города Колы в послевоенные годы, «Переименование улиц», оформление фотоальбомов, фотовыставок»
Слайд 31
Речевое творчество :
составление рассказа с элементами творчества. составление рассказа из личного опыта, пересказ
Слайд 32
Художественно – эстетическое творчество :
выставки»Город моей мечты», творческие мастерские, «Народная игрушка своими руками»; конкурсы творчества : конкурс чтецов «Люби свой край родной», конкурс «Золотой микрофон»
Формирование духовно – нравственных чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. В работе с родителями активно использовались также различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др., организационные собрания.
Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей.
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
И нам думается, что в этой работе мы познали многое сами и много нового и интересного узнали для себя не только наши воспитанники, но и родители. А узнали они, что наш город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
Слайд 34 -44
Итогом всей нашей работы стало создание виртуальной книги «Познавательный сказ про колян - северян».