Елена Карпова
Творческий проект для детей старшей группы «Русские валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания. Связанные с истоками народного творчества.
Публикация «Творческий проект для детей старшей группы „Русские валенки“» размещена в разделах
Творческое название проекта : «Русские валенки».
Тип проекта : творческо – исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта :
Воспитанники и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта :
Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта :
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Время реализации проекта : с 12 января по 23 января (две недели).
Актуальность проекта :
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания. Связанные с истоками народного творчества.
Постановка проблемы:
Проанализировав уровень знаний детей о ремёслах русского народа. Я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов Вятки – катания валенок.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления валенка.
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта :
- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
- Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.
- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка : рисование, аппликация).
- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.
Презентация проекта : Совместное развлечение для детей и родителей «Русские валенки».
Творческая выставка самодельных книг: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»
Этапы реализации проекта :
1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.
2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.
3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.
4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Образовательные области Виды совместной деятельности взрослого и детей
Социально-коммуникативное развитие Рассказы родителей, родственников и детей : «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки?».
Составление детьми рассказов: «Как мы играем на прогулке», «Валенки, да валенки, эх, да не подшиты стареньки…».
Дидактические игры: «Что лишнее?»
«Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».
Упражнение: «Подскажи словечко».
Познавательное развитие Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
Рассматривание разных видов валенок.
Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.
Оформление альбома «Русский валенок».
Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»
Речевое развитие Отгадывание загадок про валенки.
Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.
Чтение художественной литературы:
- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,
- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,
- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».
«Валенок-бываленок»
Художественно-эстетическое развитие Нод по изодеятельности :
Аппликация «Валенки для скомороха Тимошки»;
Декоративное рисование «Украшение валенка».
Разучивание частушек про валенки;
Разучивание танца с валенками.
Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей.
Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.
Танец «Валенки» русская народная мелодия.
Физическое развитие Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,
«Хоккей валенком», «Обеги ёлочку», «Богатыри», «Прыжки через скакалку».
Работа с родителями:
Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.
Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.
Чтение художественной литературы.
Оценка результативности работы над проектом.
Народная культура – важнейшее средство приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.
Входе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Литература:
1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.
2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - СПб:. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.