Антонина Долбня
Творческий проект «Чтобы не было беды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад первой категории № 59 «Лакомка»
Творческий проект
«Чтобы не было беды!»
Средняя группа №1 «Алёнушка»
Воспитатель высшей квалификационной категории: Долбня А. Д.
2017 г.
Творческий проект «Чтобы не было беды!»
Средняя группа №1 «Алёнушка»
1 этап. Идея и актуальность проекта.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире. Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства.
Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними. Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к безопасности детей, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.
Вид проекта : познавательно – игровой;
Участники проекта :
старший воспитатель,
воспитатели,
специалисты доу,
дети,
родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Принципы реализации проекта :
• Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области безопасности ребёнка.
• Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Предполагаемый результат:
- Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
- Овладение детьми элементарными навыками правильных действий в случае пожара.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
- Сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта.
- Продолжать формировать у детей навыки социального поведения.
- Повышение познавательной активности.
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
- Активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по данной теме.
- Участие в совместных мероприятиях проходимых в рамках данного проекта.
- Бережное отношение к продуктам детского творчества.
2 этап
Цель: Создание организационно-педагогических условий для формирования у детей младшего возраста понятия «безопасного поведения».
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.
- Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.
- Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.
- Привлекать детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.
- Активизировать словарь за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт», «Мебель» и т. д.
- Закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Дать детям понятие «терроризм».
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
2. Развивающие:
- Развивать грамматически правильную речь детей.
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
3. Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Краткое содержание проекта.
Действия детей Совместная деятельность Взаимодействие
с родителями
Познавательное развитие.
1. Просмотр и проведение наблюдений, исследований, опытов.
2. Просмотр и обсуждение презентаций.
3. Создание коллажа по теме проекта.
4. Создание работ на конкурс-выставку «Я и моя безопасность».
5. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Составь правильно», «Назови, кто придет на помощь», «Узнай профессию», «Что сначала, что потом», «Узнай по силуэту»; «Потому, что…»,
Развивающие игры: «Дорожные знаки»
«Чтобы не случилось беды»
«Если я сделаю так»
6. Решение проблемных ситуаций. 1. Проведение экспериментирования «Свойства воды», «Свойства воздуха».
2. Создание компьютерных презентаций «Как я в детский сад иду», «Мы едим на автобусе».
3. Подбор материала, для создания коллажа и папки-раскладки «Наша безопасность».
4. Оформление выставки «Кто на помощь к нам спешит?».
5. Подбор дидактических, развивающих игр. 1. Оснащение материалами, необходимыми для проведения исследовательской работы.
2. Создание компьютерных презентаций.
3. Просвещение родителей по теме, через информацию в коллаже и папки-раскладки.
4. Создание макетов на конкурс-выставку «Кто на помощь к нам спешит?»
Социально-коммуникативное развитие.
1. Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх.
1. Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта :
«Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС - приходит на помощь», «Водитель-пешеход».
1. Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами
2. Обыгрывание дома данных игр.
1. Свободное общение на тему безопасность.
2. Составление рассказа при помощи мнемотаблиц. 1. Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой проекта
2. Подбор мнемотаблиц для составления рассказов. 1. Словотворчество детей и родителей «Сочинение рассказов о нашей безопасности»
Речевое развитие.
1. Восприятие литературных произведений.
2. Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.
3. Рассматривание
мнемотаблиц. 1. Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских энциклопедий.
К. Чуковский «Путаница»
С. Я. Маршак «Кошкин дом»
С. Я. Маршак «Мойдодыр»
Шарль Перро «Красная шапочка»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
С. Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси»
А. Дмитриев «Бездомная кошка»
2. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.
3. Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору. 1. Создание выставки книг о безопасном поведении.
2. Подготовка и проведение тематической экскурсии в в поликлинику, к перекрестку, к светофору.
3. Рекомендации о литературных произведениях, о безопасном поведении для детей.
4. Оформление памяток
«Чужие люди»
«Как организовать загородный отдых ребенка»
«Ребенок во дворе»
Художественно-эстетическое развитие.
1. Слушание музыкальных произведений.
2. Разучивание песен и танцев к досугу.
3. Экспериментирование со звуками
«Придумай движение …» 1. Подбор по теме: песен, танцев, музыкальные композиции, этюдов.
2. Подготовка и проведение досугов «Мы едем на автобусе», «Волк и семеро козлят». 1. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».
2. Изготовление костюмов.
1. Знакомство с нетрадиционной ИЗО техникой: «Пожарный», «Колобок».
2. Аппликация «Скорая помощь»,
«Котауси и Мауси»
3. Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти».
4. Конструирование пожарной машины из бумаги, коробок. 1. Знакомство детей с нетрадиционными ИЗО техниками.
2. Подбор материала для осуществления работ.
3. Разработка пооперационных карт. 1. Оснащение необходимыми материалами.
2. Проведение художественной выставки работ детей и родителей.
Физическое развитие.
1. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки»,
«Слушай сигнал», «Потуши огонь», «Пожарная тревога».
Физминутки «Мы растем»,
«По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок»
2. Досуги «Мы едем на автобусе», «Волк и семеро козлят». 1. Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр.
2. Подготовка и проведение досугов «Мы едем на автобусе», «Волк и семеро козлят». 1. Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр.
2. Подготовка и проведение досугов «Мы едем на автобусе», «Волк и семеро козлят».
3 этап. План деятельности при подготовке к проекту.
Наглядно – дидактические условия и средства
Центр здоровья Пособия и схемы для подвижных игр, модули, палатки, мягкая лесенка, легкий модульный материал.
Центр
художественно – речевой
деятельности ОС «Если я дома один», беседа с последующим анализом.
Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей».
ОС «Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом.
ОС «Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом.
«Волк и семеро козлят», С. Я Маршак «Кошкин дом»,
Фольклор: загадки об электрических приборах, песенки – потешки. Русская литература: «Жил на свете слоненок» Цыферов, «Кошкин дом», Волынский «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», «Пожар» С. Маршак, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Казаков «Чик-чик ножницами».
Загадки о бытовых приборах
Наборы игрушек персонажей по сказкам, книги с иллюстрациями
Центр математики Сюжетная картина, на которой изображено тушение пожара в жилом доме, серия сюжетных картинок на тему возникновения пожара, иллюстрация к книге: «Кошкин дом», блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор» с заданиями - образцами.
Пазлы и разрезные картинки «Бытовые приборы»
Центр познания и экспериментирования Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода.
Картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей. Альбом «Можно – нельзя».
Геометрические фигуры, макет комбинезона из плотного картона, рисунок – таблица пожарной машины из геометрических фигур
Центр музыкально – театрализованной деятельности Атрибуты и декорации к сценке Кошкин дом (дом, ведро, лист, фонарь – предметы – заместители, пожарная машина).
Настольный театр «Волк и семеро козлят».
Игрушки или макеты музыкальных инструментов, металлофон, дудочки, колокольчики, бубны, шапочки зайчат, аудиозаписи хороводных песен.
Мультфильм «Кошкин дом»
Центр искусства Иллюстрации к книге «Кошкин дом».
Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).
Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт».
Обводки, трафареты, раскраски на тему «Бытовые приборы»
Схемы по лепке, бумага, краски, пластилин, цветные карандаши.
Центр сюжетно - ролевых игр «Что пожарному нужно для работы» (карточки орудий труда пожарного)
Атрибуты для игр: «Больница», шапочки и атрибуты для сказки «Волк и семеро козлят»
Роль родителей в реализации проекта :
изготовление информационного материала для детей по темам: «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!».
Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.
Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.
Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
4 этап. Организация воспитательно – образовательного процесса
по реализации идеи.
1 ДЕНЬ - Ребенок и другие люди
Тема Цель. Задачи.
«Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» Предостеречь детей от неприятностей связанных с контактом с незнакомыми людьми (несовпадение приятной внешности и добрых намерений)
НОД «Контакты с незнакомыми людьми» Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми
Задачи: рассмотреть типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; рассмотреть типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми дома; познакомить с правилами поведения в разных ситуациях.
«Если чужой приходит в дом» Учить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.
2 ДЕНЬ - Ребенок и природа.
«Не пей из копытца – козленочком станешь» Помочь осознать детям, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям
«Ягоды и грибы я сам не рву» Закрепить знания детей о нормах поведения в лесу.
НОД
«Насекомые» Цель: формирование представлений о разнообразных насекомых
Задачи: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми; воспитывать любовь к окружающей среде.
НОД
«Кошка и собака – наши соседи» Цель: объяснить детям что, контакты с животными иногда могут быть опасными
Задачи: учить понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними.
3 ДЕНЬ - Ребенок дома.
«Ты остался один».
ОС «Если я дома один», беседа с последующим анализом.
Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни
Опасные ситуации (ОС) «Кузька у окна» Закрепить представления детей о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются дома
«Что такое огонь» Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, воспитывать уважение к профессии пожарного.
«В мире опасных предметов» Цель: знакомить детей с опасными для жизни и здоровья предметами
Задачи: познакомить с источниками опасности в квартире и групповой комнате; познакомить с правилами пользования бытовыми предметами, разъяснить правило «нельзя».
Беседы: «Спички не тронь – в спичках огонь!».
4 ДЕНЬ – Ребёнок и пожар.
НОД
«Почему возникают пожары?». «Как уберечься от огня?»
НОД Аппликация: «Пожарная лестница» Цель: формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем.
Задачи: познакомить с опасностью, происходящей от огня; воспитывать осторожность в обращении с огнеопасными предметами на примере литературных героев; знакомить с правилами пожарной безопасности.
Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления
(с помощью обводок, трафаретов). Учить пользоваться ножницами, вырезать из бумаги длинные и короткие полосы.
Развивать образное воображение
Закреплять правила безопасности при работе с ножницами
«Опасные деревянные предметы» Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью детей.
Разучивание стихотворения : Летит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар»
Разучивание потешек: «Кошкин дом».
Ситуация «рядом с газовой плитой» Закрепить представления детей о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются дома, о правилах пользования ими.
5 ДЕНЬ - Ребенок на улицах города.
«Опасные ситуации на улице и во дворе» Рассказать детям об опасных особенностях улицы; закрепить правило поведения на улице.
«Наш друг – светофор» Познакомить с назначением светофора для пешеходов, дать понятие о неукоснительном выполнении сигналов светофора
«Солнце, воздух и вода» Формировать навыки безопасного поведения в жаркую солнечную погоду на природе и на водоемах
5 этап. Результат реализации проекта :
1. Книжки-самоделки «Загадки о правилах дорожного движения», «Правила безопасного поведения».
2. Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.
3. «Конструирование светофора из бумаги»
4. «Работа с бросовым материалом «Машины экстренной помощи»
5. Интерактивная выставка книг о безопасности.
6. «Конструирование пожарной каланчи из коробок»
7. Изготовление масок «Кто может постучаться в двери к нам».
8. Проведение опытов «Свойства воды», «Свойства воздуха».
9. Создание компьютерных презентаций.
10. Выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.
11. Оформление информационной стены для детей.
12. Подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты.
13. Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.