Ландыш Юсупова
Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Юсупова Л. Г.
Тема:Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности.
Одаренными называют тех, кто показывает хорошие результаты или высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности. В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.
Публикация «Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности, Консультация для родителей» размещена в разделах
Дети естественным образом любопытные и творческие натуры. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строит домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и карандашом, в сочинении стихов, песен. Они просто работают и наслаждаются тем, что они делают, чему учатся в этом процесс и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
«Дети с признаками одаренности». Это дети, у которых стойкий познавательный интерес, большая мотивация к образованию. Признаки одаренности в раннем детстве принято считать любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, упорство в достижении результата, хорошая память, богатая фантазия.
В более старшем возрасте признаки одаренности отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, предпочтение сложных заданий.
Дети, которых принято называть "одаренными" разные! Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
Общая интеллектуальная одаренность. Дети отличаются острой наблюдательностью, исключительной памятью, очень высоким уровнем логического мышления.
Академическая одаренность. Дети проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности.
Творческая (креативная) одаренность. Эти дети необычайно любознательны, любят экспериментировать, создавать что-то необычное, новое.
Лидерская одаренность. Дети быстро приспосабливаются к различным ситуациям, уверены в себе, склонны руководить сверстниками.
Художественная одаренность подразделяется на множество подвидов; литературную, изобразительную, музыкальную, хореографическую и др.
Рассмотрим признаки художественной одаренности детей в разных видах детского творчества.
Изобразительное искусство. Дети много времени проводят за рисованием и лепкой, серьезно относятся к своим художественным занятиям и получают от них большое удовольствиие.
Музыка. Эти дети ритмично передают ритм жестами, речью, игрой на музыкальных инструментах.
Двигательная сфера. Дети в движениях демонстрируют пластичность, гибкость.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед педагогами стоит задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать союзниками в своей работе. Родителей необходимо держать в курсе событий, создавать условия для включения их в общие мероприятия.
Основную роль в развитии личности и одаренности ребенка играет, конечно, семья. Но влияние родителей может быть как положительным, так и отрицательным. Родители одаренных детей особое внимание уделяют обучению своего ребенка, выбирая для него книги, пособия, развивающие игру или дополнительную литературу и советуясь с педагогом. Данное обстоятельство иногда также приводит к отрицательным последствиям: родители нередко вмешиваются в воспитательно-образовательный процесс, не учитывают возрастные особенности ребенка, особенности высшей нервной деятельности. Большое значение для понимания родителями особенностей своего ребенка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность. Так, у одаренных детей часто недостаточно сформированными оказываются навыки социального поведения - в результате возникают проблемы в общении и даже излишняя конфликтность. Особая одаренность может сопровождаться необычным поведением и странностями, которые вызывают у сверстников насмешку, нежелание играть вместе. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами, отношения в коллективе складываются очень напряженно (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища и
т. д.). В результате это приводит к отчужденности ребенка дошкольного возраста от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей либо только взрослых. Важно, чтобы родители не пропустили этот момент отчуждения и неприятия ребенка.
Что представляет собой работа с одаренными детьми и их родителями? Беседы и семинары, посвященные особенностям одаренного ребенка, привлечение родителей к разработке индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными детьми, методических рекомендаций, оформление стендов «Новинки психолого-педагогнческой литературы».
Эффективными будут деловые игры в их ходе родители поймут собственные ошибки, найдут пути решения проблем, а также включение родителей в жизнь детского сада : посещение занятий, прогулки, участие в играх, праздниках, экскурсиях.
Сравнивая повеление детей дома и в детском коллективе, оценивая их достижения на занятиях, видя неординарность их мышления, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребенка, понять его уникальность, особую чувствительность любым воздействиям, потребность в поддержке и поощрении. В то же время даст возможность отнестись к своим детям как к обыкновенным дошкольникам, научить их переживать как победы, так и поражения, уделять внимание не только тем областям знании, где дети проявляют особую одаренность, но и другим сферам человеческого познания и деятельности.
Литература
1. Болдырева С. К., Колесов Д. В. Окружающий мир. потребности, ДУХОВНОСТЬ: Метод, пособие. М. 2007.
2. Бурменская Г. В. Хрестоматия но детской психологии : от младенца до подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2005.
3. Игнатова В. Ч. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Дисс. д-ра пед. наук. Красноярск, 2000.
4. Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : Учеб. пособие. М., 2004
5. Рахимов А. З. Нравственная психология. Уфа. 1995.
6. Рувинский Л. И. Психолого-педагогическис проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1981.
4. Трубайчук Л. В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника: Учебник для студ, педвузов факультета подготовки учителей начальных классов. Челябинск, 2001.