Людмила Тарасова
Творческий отчёт «Место сказки в дошкольном образовании»
▼ Скачать +Заказ
Исходными являются следующие положения:
1. Детское и взрослое общества имеют самобытные формы организации жизни (деятельность, общение, специфика картины мира). Детское общество в своем развитии не просто воспроизводит формы отношений и ценности взрослого общества, но творит свои отношения и ценности. Поэтому задача педагога, с одной стороны, защита специфики и самобытности детского общества, с другой — управление процессом взаимопроникновения и взаимодействия детской и взрослой субкультур.
Публикация «Творческий отчёт „Место сказки в дошкольном образовании“» размещена в разделах
2. Детская субкультура развивается и конституируется в формах сюжетно-ролевой игры, которая в условиях профессионального педагогического управления может перерастать в творчески-продуктивную деятельность в школьном возрасте и становится базовой для развития творческого потенциала личности.
3. Развитие детской культуры и детского общества возможно в условиях близкого, интимного, неотчужденного общения детей и взрослых, детей между собой. Задача воспитателя — выстроить в группе такие формы общения.
4. Решение проблемы неопределенности осуществляется дошкольниками в формах мифологического мышления, средством которого является сказка как особый культурологический феномен. Развиваясь в контексте сюжетно-ролевой игры, детское экспериментирование обеспечивает выделение собственно познавательных действий из игровых и порождает тем самым собственно познавательную мотивацию (готовность к обучению в школе).
Обучение дошкольников необходимо осуществлять в формах сюжетно-ролевой игры средствами сказки, детского экспериментирования, в стратегии диалога между детьми и взрослыми, детьми между собой.
5. Развитие сенсорики (сенсорное воспитание) возможно лишь в условиях особым образом организованной среды, обусловливающей развитие различных систем (визуальной, кинестетической и др.). Организация пространственной и предметно-игровой среды должна быть неотчужденной от детей, удовлетворять требованиям разнообразия и полноты сенсорных эталонов.
При разработке сценариев занятий осуществляется модификация русских народных и литературных сказок, специально для реализации целей конкретного занятия создаются авторские сказки.
Проведение такого рода занятий, как правило, постепенно изменяет педагогическую позицию самого воспитателя, побуждая его выстраивать неформальные, неотчужденные отношения с детьми.
• Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный заказ преобразуются в педагогические категории. Все организационные, методические и содержательные основы исследовательской деятельности строятся на платформе государственной политики в области дошкольного образования.
• Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии, активизации речи.
• Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
• Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности:
- методику показа;
- количество наглядности и последовательность демонстрации;
- сочетание определенных видов наглядности;
- включение детей в анализ художественных произведений.
• Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи.
• Принцип нравственного воспитания. Я стараюсь правильно сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев художественных произведений, обращая внимание на воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности:
формирую навыки культурного поведения, дисциплинированности; развиваю
познавательные и творческие способности.
• Принцип прочности. Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия и во всех видах деятельности.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности.
Сказка включается в математическое развитие как органически необходимый сюжет. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ сюжету предмет.
Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети младшей группы открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками. Действие счета осваивается детьми в дочисловом периоде, понятие числа как средства отображения количественных отношений (палочки) осваивается до усвоения собственно чисел.
Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки).
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Некоторые из них:
Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
Сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа).
Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.
Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей.
Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки — все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия
окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных произведений программой детского сада должно быть предусмотрено
ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, -формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т. д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:
А если бы не наступила весна?
А если бы пропал ветер?
А если бы погасло солнце? и т. д.
Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т. д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всем ее многообразии.
Драматизация сказок детьми имеет определённое педагогическое значение. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства. А так как ребёнку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души, если помехой этому не станет жест, навязанный ребёнку взрослым и усвоенный им механически. Вот почему основой детской драматизации должен быть приём, жест, найденный самим ребенком; в отдельных случаях взрослый может подсказать их ему, но подсказать те из них, которые свойственны детям, у них наблюдаются. Обычно же детям подсказывают прием, жест взрослого человека. Например, при изображении удивления, испуга девочка по-старушечьи всплёскивает руками. Ребёнок такой жест не употребляет, он не свойственен его переживаниям, это жест взрослого.
Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты.
Коллаж из сказок.
Сказка от загадки.
Спасательные ситуации в сказках.
Сказки из мусора.
Случайные сказки.
Сказки о бытовых предметах.
Сказка продолжается.
Цветные сказки.
Сериал в сказке
Сказки о временах года, запахах, звуках.
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У нас есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
СКАЗКА ОТ ЗАГАДКИ
Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам : в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или’ явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты - это значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать загадку в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.
Вначале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки :
Загадки.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Тучи или облака)
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Сперва - блеск, За блеском - треск, За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)
Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не соберет: Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
Ждали, звали, а показался -Все прочь побежали. (Дождь)
Начало Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…
ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить.
Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, мы говорим:
«Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Ниже предлагаю ряд новых ситуаций к известным сказкам :
ГУСИ-ЛЕБЕДИ На пути девочки встречается серый волк…
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Рыбка захотела сама встретиться со старухой…
Особое внимание уделяю работе с родителями. Я использую такие формы, как: беседы, лекции, выставки детских работ, домашних книг из семейной библиотеки, консультации, информации. Из них родители узнают домашние задания и то, что было прочитано детям за день, неделю, месяц, полугодие, год. Вначале провела анкетирование. Из данных анализа узнала, что родители мало читают детям, и не осознают роли художественной литературы в развитии речевого творчества. В связи с этим я провела консультации для родителей: «Детский сад и семья», «Что следует читать детям?», «Выбор книг для детей», на которых сообщила родителям о том, что только единство детского сада и семьи способствует развитию речевого творчества у дошкольников.
С помощью родителей у нас в группе стало появляться больше книг, которые дети стали приносить для чтения. Дети стали более дружелюбными, стараются совершать хорошие поступки. Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало развитию речевого творчества у дошкольников.
Сказка на ночь (консультация)
Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
Не доверяйте сказку магнитофону.
Рассказывать сказки, как и петь колыбельные, нужно обязательно самому, не передоверяя магнитофонной записи или компьютерным «читалкам». Даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Учеными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты, мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе. Ребенок может считывать эти образы прямо «из головы» мамы или бабушки. Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что ни в коем случае нельзя во время чтения или рассказывания малышу сказки думать о недоваренном супе, или петь колыбельные, размышляя о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов очень вредно для ребенка. Магнитофонная же запись не несет образов вообще, что тоже не слишком полезно.
Как рассказать сказку?
Итак, за окнами темно, малыш после ванны переодет в ночной комбинезончик или пижамку. Настало время сказки. Лучше, если Вы знаете ее наизусть. Можно выучить одну сказку и сделать ее вечерней. Просто не рассказывайте ее в другое время, только перед сном, тогда первые слова этой сказки уже будет для малыша сигналом, что пора спать. А у Вас будут свободны руки, чтобы обнять малыша и слегка укачивать его.
Книжка же, особенно с картинками, может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки или переворачивать листы, вместо того чтобы спокойно засыпать. Книжки – это больше для дневного чтения, разглядывания иллюстраций, поиска знакомых персонажей. Вечернюю сказку лучше именно рассказывать.
Приглушите свет, а лучше включите ночник, чтобы, когда малыш уснет, можно было уложить и укутать его, не меняя освещение в комнате – очень многие дети от этого посыпаются. Выключите музыку, телевизор, попросите домашних не шуметь. И начинайте рассказывать.
Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно без перерыва начать петь колыбельную – скорее всего, ребенок даже не заметит перехода. И сказки поэтому лучше выбирать рифмованные. Есть такие и среди народных, и авторские – например, у Пушкина или Ершова. Выбирайте, какая больше понравится. В нашей семье, например, уже третье поколение прекрасно засыпает под «Конька-горбунка» Ершова.
Когда малыш закрыл глазки и уснул, не стоит сразу прерывать сказку. Продолжайте говорить пока укладываете его в кровать, устраиваете поудобнее, укрываете. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную. Если после укладывания малыша Вы собирались заняться делами, перестать рассказывать стоит, только когда Вы вышли из комнаты и закрыли дверь. Пока звучит голос, ребенок вряд ли проснется от шума шагов, скрипа двери или стука упавшей погремушки, на которые обязательно среагировал бы в тишине. А если у Вас нет запланированных дел, можно прилечь и уснуть под свою сказку. Иногда после долгого дня этого так хочется. Спокойной ночи и сказочных снов!
Результативность опыта
Сравнительная диагностика по данной проблеме помогла проанализировать эти результаты в начале работы и после ее окончания, сделать определенные выводы и наметить дальнейшую работу.
Результаты следующие: высокий уровень – 72%; средний – 22%; низкий уровень–6%.
Дети научились анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятым поведением, у них развито самосознание. Большинство моих воспитанников понимают и принимают юмор, умеют терпимо относиться к чужим поступкам и критически - к своим. В группе среди детей сложились дружеские отношения – они стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.
Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед.
Дошкольники стали сочинять, сказки, рассказы, проявляют фантазию, творчество.
Воспитанники эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказы, рисунки, игры и т. п.).
Меня очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества.
Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе.
На примере литературных произведений дети знакомились с литературными и графическими образами, которые помогли насытить и направить детское воображение. Дети увидели и приобрели небольшой пример творчества, творческого отношения к реальному миру. В итоге было выявлено, что дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, стали бережно относиться к книге. Способны устанавливать наиболее существенные связи в произведении. Более активно стали проявлять себя в разных видах художественной деятельности.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять, рассказы, сказки.
Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.