Залия Парнева
Творческий отчёт воспитателя с презентацией. Развитие мелкой моторики рук у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчёт с презентацией. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Составила воспитатель МАДОУ «детский сад№34» - КВ. г. Стерлитамак. Башкортостан.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи». (Слайд№1)
Работая в системе дошкольного образования 16 лет, я обратила внимание, что зачастую у детей слабо развита мелкая моторика рук. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действий, требующих точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. С переходом в 2008 году в логопедическую группу эта проблема стала на одном из первых мест. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Публикация «Творческий отчёт воспитателя с презентацией, Развитие мелкой моторики рук у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Научное обоснование (Слайд №2)
Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Отечественный физиолог В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. А известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают что, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность (Слайд №3)
Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.
Цель (Слайд №4)
Поэтому я поставила перед собой цель: создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук для подготовки детей 5-7 лет общим недоразвитием речи к овладению письмом.
Задачи (слайд №5)
Для реализации этой цели я определила следующие задачи:
o способствовать развитию мелкой моторики рук у детей : развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
o развивать психические процессы: произвольность внимания, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
o формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе, ориентация на примере собственного тела.
o формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.
Этапы работы (Слайд №6)
Работу по развитию мелкой моторики я провела в несколько этапов.
1. изучение психолого-педагогических основ развития у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук, изучение существующего опыта (методики, технологии и т. п., на который я могла бы опираться в своей деятельности: учебно – методические пособия: «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму», А. Н. Лебедевой, «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Н. В. Квач, развивающей программы «Готовим пальчики к письму» Е. Максимова.
2. проведение диагностики мелкой моторики, обработка первичных данных, определение уровня развития мелкой моторики рук каждого ребёнка на момент обследования, анализ диагностики.
3. с опорой на результаты обследования, разработка и проведение практических мероприятий (перспективное планирование, организация сенсоматорного уголка «Умелые пальчики», с определением места и эстетическим оформлением, консультации для педагогов по мелкомоторному развитию дошкольников, организация работы с семьёй;
4. анализ проведённой работы – методической, диагностической и практической (проведение развлечения «Умелые пальчики», обобщение опыта в форме творческого отчёта).
Виды деятельности детей (слайды № 7, 8, 9, 10, 11 с фото)
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носили игровой характер, тематические игровые комплексы (10-15 минут, проводились с детьми в течение дня (утром, перед завтраком, в процессе непосредственной образовательной деятельности, в вечернее время) и состояли из следующих видов деятельности:
- упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- игры с различным материалом: перебирание и сортировка круп, нанизывание бус, пуговиц на леску, сухой бассейн (горох, фасоль, выкладывание контуров предметов из злаков, ниток, игры с прищепками, камешками, ракушками, шнуровки, игры с мозаикой, собирание пазлов, разрезных картинок, конструирование из LEGO, построение фигурок из палочек, спичек;
- застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков (игры – планшеты);
- художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы;
- использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
Организация и методика работы с детьми (Слайд № 12)
Для достижения желаемого результата работа по развитию мелкой моторики желательно проводить:
1) как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
2) во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром, во время логочаса, и вечернее время,
3) в свободной самостоятельной деятельности.
1. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми специальных заданий, развивающих сенсорные, мыслительные способности и мелкую моторику. Взрослый здесь всегда инициатор.
2. Создаётся микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительное отношение между взрослым и ребёнком. Взрослый выступает в позиции партнёра детей, участвующих в совместной деятельности, но партнёра – инициатора. При этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает и приглашает к ней своим примером, демонстрируя образцы её организации. Дети при желании могут продолжить понравившийся им вид деятельности самостоятельно. Пока не исчерпают свой интерес.
3. Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам. Взрослый наблюдает за процессом, обеспечивая предметную среду для детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнёром готовым подключиться к данному виду деятельности в случае просьбы со стороны детей о поддержке и помощи в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства.
По моим наблюдениям успешность работы по развитию мелкой моторики зависела от систематичности и регулярности. Старалась не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Организация работы с семьёй (Слайд №13с фото)
Работа с родителями - одно из важнейших направлений по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению в школе. Индивидуально беседую с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение о диагностических данных. Провожу консультации – практикумы по темам: «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму», «справочное бюро», творческий отчёт, выставка работ «Демонстрация полученных навыков и умений», мастер – классы для родителей.
Использую и наглядные папки - передвижки, на темы: «Пальчиковые игры дома», «Умелые пальчики». Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными рекомендациями, наглядным материалом.
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов.
Анализ результатов деятельности. (Слайды №14,15)
Эффективность данной работы прослеживается по результатам диагностики состояния ручной моторики :
- Кинестетическая основа движений (сложить в кольцо большой и указательный пальцы, на правой руке, затем на левой; одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук).
- Кинетическая основа движений ( изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот; упражнение «игра на рояле»; проба «кулак- ребро- ладонь»).
- Навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).
- Манипуляции с предметами (умение расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, вырезать фигуры).
2010-2011 учебный год. В старшей группе от начала к концу года снизилось число детей с низким уровнем (от 40% до 14%, увеличилось число детей со средним (от 52% до 62%) и высоким (от 8% до 24%) уровнем развития мелкой моторики.
2011-2012 учебный год. В подготовительной к школе группе в начале года показатели на прежнем уровне: с низким уровнем – 14%, со средним – 62%, с высоким – 24%. В конце года результаты диагностики лучше: с высоким уровнем – 40%, со средним – 54%, с низким лишь 6%.
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы, вновь поступившие в логокоррекционную группу, имели наиболее низкие показатели развития мелкой моторики рук. Последовательная систематическая работа дала значительную положительную динамику.
Планирование деятельности на следующий период (Слайд №16)
Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться. Стратегия дальнейшей деятельности такова:
• шире применять в процессе непосредственной образовательной деятельности по областям «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», изготовление поделок, творческие задания, посредством которых будет развиваться ручная умелость,
• дополнить содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через искусство «оригами»;
• больше уделять внимание нетрадиционным техникам рисования: «Ниткография», «Бумажные комки», «Бумажные шарики», «Точечный рисунок», «Рисование штрихом», лепка из солёного теста и др. ;
• разнообразить формы и методы работы с родителями, для того, чтобы из пассивных зрителей превратить их в ещё более активных участников обучающего процесса.
В перспективе я буду продолжать работу по обогащению предметно-развивающей среды играми на развитие моторных и графических навыков у детей, и по освоению, осмыслению и творческому применению инновационных методов и приемов по данной теме в практике своей работы.
Каких результатов удалось достичь (Слайд № 17)
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
• совершенствованию мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
• совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
• совершенствованию активной речи, словарного запаса;
• совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
• совершенствованию навыков учебной деятельности.
У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.
Данный опыт интересен и полезен тем, что в нем есть разработки новых дидактических пособий с описанием упражнений и игр, комплексов пальчиковой гимнастики, перспективный план работы с детьми, описание практических и диагностических мероприятий. Возможно его использования родителями и педагогами не только логокоррекционных, но и общеобразовательных групп дошкольных учреждений.