Полякова Елена Геннадьевна
Творческий отчёт «Развитие мелкой моторики на занятиях по изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчёт
«Истоки способностей
и дарований детей находятся
на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Публикация «Творческий отчёт „Развитие мелкой моторики на занятиях по изодеятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука», «с легкой руки», «правая рука», и т. д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Я успешно использовала методику ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т. С. Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. В своей работе я стала применять нетрадиционные
формы изодеятельности, вместо физкультурных минуток стала использовать пальчиковые игры и заметила, что это ни только способствует развитию мелкой моторики, но и нравиться детям.
Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Достаточно вспомнить, например, как мы разговариваете с кем-нибудь и рассказываете, какую юбку или сумочку видели недавно на распродаже. Особенно комично это смотрится со стороны, когда видишь, как кто-нибудь разговаривает по телефону и, описывая красивую кофточку, задействует обе руки, зажав телефонную трубку плечом.
В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Если ребёнок играет какой - либо игрушкой, то мышцы и кожа рук в это время заставляют и мозг, и глаза осязать, видеть, запоминать, различать. Руки не просто трогают, они познают, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительным, обонятельным, слуховым в сложные образы.
Если попросить, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов — то убедимся, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразительной стадии.
Современные учёные утверждают - работа пальцев развивает речь. Отсюда вывод: рисовать детям необходимо так же как и разговаривать. Ну а для того чтобы развить кисти, в работе следует использовать различные пальчиковые гимнастики. Они могут быть и в стихотворной форме, а можно придумать самим, что-нибудь оригинальное. Например: тактильные ощущения, которые так
необходимы детям в течении дня, можно при помощи игр - массажа воплотить в действительность.
Ознакомление с формой, величиной и другими пространственными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и корректирует его. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руках, ибо руки работают, а глаз оценивает».
Зрительный контроль за процессом изображения происходит на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребенок все время сверяет получающееся изображение с представлением того, что должно получиться, и исправляет его. Поэтому необходимо, чтобы ребенок отчетливо представлял предмет.
Регуляция движения через двигательные ощущения возможна при сформулированном представлении о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования предмета, когда включается движение руки по его контуру и особенности поверхности отражаются на движении руки.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации. На основе этого был построен цикл занятий, включающих:
* аппликацию ;
* лепку;
* рисование.
Каждое занятие разделено на три этапа работы.
На первом этапе обеспечивается перцептуальное развитие, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта. Основная задача
— направить и сфокусировать внимание ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета. Дети наблюдают за изменениями в природе, рассматривают деревья, находят отличия по их внешнему виду, а на прогулке обнимают дерево руками, прижимаются к стволу, вдыхая запах коры.
Важно связать сенсорный опыт ребенка с восприятием худо-жественного образа, тогда дети будут с интересом рассматривать произведения художников.
На втором этапе работы активизируется сенсомоторное развитие, что включает обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность. Например, на одном из занятий дети обследует веточку дерева. Обхватив тонкую ветку двумя руками, ребенок изучает ее, ведя рукой от самого ствола до ее окончания. Он ощущает, как движется его рука, в каком направлении, здесь же есть и зрительный контроль. Именно эти действия становятся основой изобразительной деятельности. Для формирования более отчетливого представления о дереве детям я предлагаю изобразить его движениями собственного тела. Представляя себя деревом, ребенок ощущает неподвижность ствола (туловища, гибкость и восприимчивость к ветру веток (рук). Здесь же используются упражнения на активизацию параллельных зрительному анализатору систем. С закрытыми глазами дети мысленно пытаются изобразить линии снизу вверх. Полученный сенсорный опыт они переносят в разные виды изобразительной деятельности, используя разные художественные материалы.
Например, на занятии аппликацией дети рассматривают абстрактный рисунок на ткани, находят линии, напоминающие ствол дерева, его ветви, вырезают и выкладывают задуманное изображение. При этом развивается бинокулярное (объемное) зрение, координируется работа сенсорных систем.
На занятиях лепкой дети учатся из множества одинаково скатанных элементов («колбасок») составлять дерево, представленное сначала в образе. Пластичный, мягкий материал (соленое тесто) позволяет изобразить изогнутость ветвей, подчеркнуть выразительность характерных признаков определенного дерева (березы, елки и др.).
Занятия рисованием начинаю в нетрадиционной форме. Детям предлагаю изобразить дерево разными частями тела на бумаге с помощью красок (нарисовать пальцем, обмакивая его в краску).
В этом виде изобразительной деятельности используется основное положение: маленький ребенок — большой формат рисунка.
Стоя у мольберта или стены, дети на большом формате графически изображают рост дерева (снизу вверх, используя художественный материал — уголь или мелки. Основные факторы — это интеграция кинестетической и визуальной системы с моторной. Одна из задач на занятии по рисованию двумя руками с помощью кисти и гуаши подразумевает развитие периферического зрения, а также способность к манипуляции одновременно двумя руками под визуальным и вестибулярным контролем.
Такие занятия закрепляют умения графически изображать дерево и позволяют творчески варьировать полученные знания.
Овладев рисованием прямой, слегка прогнутой линии, ребенок стремится к видоизменению ее.
На третьем этапе работы проводят совместный анализ выполненных работ (куклы, детей, педагога) и побуждают ребенка к улучшению изображения.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, я использую следующие приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
- выкладывание узоров из мелких камешков,
круп;
— пальчиковые игры;
— завязывание и развязывание узелков;
- застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
— комкание и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
— лепка из глины или пластилина;
— нанизывание бус, бисера, пуговиц;
— нанизывание колец различной величины на стержень;
— перематывание цветных клубочков ниток;
— складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.);
— собирание мозаики по возрастающей сложности;
— собирание пирамидки, матрешки;
— узнавание предметов на ощупь;
— -рисование нетрадиционными спосабами;
— -упражнения для кисти руки.