Кнарик Оганисян
Творческий краткосрочный проект «Дружба» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий краткосрочный проект «Дружба» для детей 4–5 лет
Творческий краткосрочный проект «Дружба» для детей 4–5 лет
Автор Оганисян Кнарик Вагановна
группа N3 «Буратино».
Описание: Настоящий проект о дружбе, рассчитан на детей 4-5 лет, родителей, воспитателей. Каждому человеку необходимо иметь друга, который всегда рядом и поможет в трудную минуту, который готов разделить твою радость или горе.
Публикация «Творческий краткосрочный проект „Дружба“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта : творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Актуальность темы: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Отношения в дружбе сопровождает целый комплекс эмоций. Друзья могут понимать друг друга на основе едва уловимых движений и интонаций, которые не воспринимаются окружающими. Давние друзья могут заранее предсказать поведение друг друга. Однако такое взаимодействие не приходит к человеку автоматически вместе с его рождением на свет. Навык формирования крепких дружеских отношений закладывается с детства, с момента первых контактов. В этом процессе важно учиться принимать чужую точку зрения, не теряя себя, проявлять эмпатию, терпение, гибкость и т. д. Поэтому у детей нужно формировать представление о способах выхода из спорных ситуаций, о способах справляться с сложными эмоциями.
Цель проекта : Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить? Формировать навыки дружеских отношений между сверстниками?
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе между людьми;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить детей справляться с собственными эмоциями.
Развивающие:
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать социально-коммуникативные качества.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к формированию дружеских отношений.
Участие родителей в реализации проекта : Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, беседы.
План реализации проекта :
1. Беседа «Кто такой друг?», «С чего начинается дружба?»
(Вводная беседа с определением основных ориентиров в дружбе).
2. Игра «Слушайте внимательно!»
(Игра подчеркивает, сколько между детьми общего, сколько общих занятий).
3. Игра «Угадай настроение».
(Игра позволяет определить, просто или сложно понять другого человека, опираясь на субъективные ощущения).
4. Игра «Радио» (Игра учит детей выделять свои индивидуальные особенности).
5. Игра «Рыбаки и рыбка» (Снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости).
6. Игра «Разрывание бумаги» (Снятие агрессии и злости).
7. Пословицы.
8. Стихи.
9. Пальчиковые игры.
10. Мирилки.
11. Песнья,От улыбки станет всем светлей,
(Помогают детям примериться).
11. Игра «Подтолкни шарик».
12. Плакат дружбы.
Предполагаемый результат: Сплочение коллектива, снижение объема конфликтных ситуаций.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект осуществляется в рамках средней группы МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2», группы N6 «Смешарики», в совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Продукт проектной деятельности : Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Беседа «Кто такой друг»? «С чего начинается дружба?»
Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему?
Ход беседы:
1. Беседа «Умейте дружбой дорожить».
Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему?
Ход беседы: Ребята, я прочитаю Вам стихотворение про дружбу и попрошу Вас подумать, как получилось, что у паучка - главного героя произведения появилось много друзей? Стих «Но зато друзья кругом».
Вот – сучок, и вот – сучок,
Между ними паучок.
Разместился на рябинке
Дом его из паутинки.
Вдруг услышал паучок:
– Я плету себе сачок!
Дай, пожалуйста, лягушке
Паутинки полкатушки!
– И ежу не откажи!
Если друг, то удружи!
Отпусти мне паутинку –
Я сплету себе корзинку!
– Не забудь и про сову,
Я ведь рядышком живу!
Дай мне нитку, паучок,
Смастерю я гамачок!
– И для цапли опусти,
Сети нужно мне сплести!
Будут сети – будет рыба.
Я скажу тебе спасибо!
Очень быстро на рябинке
Опустел паучий дом:
Нету больше паутинки,
Но зато друзья кругом!
Ребята, вы прослушали стихотворениеи я хочу вернуться вместе с Вами к вопросу: Как вы думаете, как у паучка появились друзья? (ответы детей). Да, потому что он паучок был щедрым и добрым.
А теперь давайте послушаем еще одно стихотворение Тамары Маршаловой «Лиса, заяц и еж» и подумаем: «Кто был другом у зайчика?».
Как-то заинька трусишка,
Зайка – серые штанишки,
Повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку.
Зайка лиску увидал,
Как осинка задрожал.
А лисичка-то хитрит
И зайчишке говорит:
«Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья!
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму».
Только треснул вдруг сучок.
Слышит лиска голосок:
«Не пожмёшь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то поддам!»
Видит зайка: из-под ёлки
Выбегает ёж из норки,
Палкой он лисе грозит.
Ну а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лиску и видали.
Ребята, это стихотворение тоже рассказывает нам о дружбе. Как Вы поняли: кто был другом у Зайчика? (Ответы детей). Как Вы это поняли? (Ответы детей). А лиса вела себя, как подружка? Почему? (Ответы детей).
А теперь предлагаю Вам послушать стихотворение Людмилы Громовой, которое называется «Сора» :
Раз мы строили у моря
С братом замок из песка.
Вдруг нечаянно рукою
Брат задел меня слегка.
От обиды я панамой
Запустил в него. И - в глаз!
Он же мне ногою прямо
По коленке стукнул раз.
Бросил я в него очками,
Он в меня – своим совком,
На него я – с кулаками,
Он в ответ – в лицо песком!
В общем, вышла с братом драка,
Мы дрались до синяков.
Только жалко, что от замка
Не осталось и следов…
Ребята, почему братья поссорились? Что получилось после ссоры? Что мешало детям помириться? Да, правильно, чувство обиды. А что еще чувстоали братья? А у Вас бывают ссоры с друзьями? Кто может рассказать про то, как поссорился с другом? А как Вы помирились? (Живой диалог, ответы детей).
2. Игра «Слушайте внимательно!»
А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? (ответы детей).
Конечно, нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, внешностью, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру.
Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку?
Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое?
Поставьте руки на пояс те, кто любит рисовать?
Топните правой ногой те, кто любит танцевать?
Попрыгайте те, кто любит рассказывать стихи?
Воспитатель: Вы заметили, что у нас много общих любимых занятий, хотя иногда и вкусы не совпадают.
3. Игра «Угадай настроение».
Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого человека есть разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях:
-мама не отпускает тебя на прогулку;
-папа подарил тебе красивую игрушку;
-младший брат дразнит тебя, обзывает.
«Какое настроение»?
Вариант N 1:
У детей конверты с карточками, на которых изображены люди. В центр стола кладем карточку пиктограмму с той или иной эмоцией (радость, грусть, удивление, злость, испуг, страх). Задание: найти карточки, на которых изображены люди, с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме.
Вариант N 2:
На столе разложены карточки-пиктограммы эмоциональных состояний лицевой стороной вниз. Один ребенок выбирает любую карточку.
Задание: изобразить данную эмоцию. Задания для остальных детей – угадать, какая это эмоция?
4. Игра «Радио»
Цель: научить выделять свои индивидуальные особенности.
Воспитатель: Ребята, а сейчас узнаем, хорошо ли мы знаем друг друга?
Ход игры: Дети сидят в кругу. Ведущий, имитируя радиодиктора,говорит «Внимание! Потерялась девочка! Волосы светлые, заплетены в две косички. Платье розовое в полоску ( Далее подробно описывает ребенка:характер, что любит делать больше всего,цвет глаз, волос, одежду). Дети внимательно выслушивают до конца и угадывают, о ком говорится по «радио».
5. Игра «Рыбаки и рыбка»
Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости.
Воспитатель: Скажите, бывает ли Вам страшно? Как Вы справляетесь с этим чувством? Сейчас мы поиграем в рыбок, которые запутались в рыбацких сетях и им страшно, но очень сильно хочется выбраться».
Ход игры: из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сетях и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.
Замечание: Чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Следите за тем, чтобы движения сети не были
агрессивными.
6. «Разрывание бумаги»
Цель игры: развить умение снимать злость безопасным способом.
Воспитатель: Ребята, мы с Вами говорили, что когда ссоримся с друзьями, то чувствуем злость. Сейчас мы попробуем освободиться от злости, которая скопилась у нас внутри.
Данная техника позволяет получить хороший терапевтический эффект, т. к. доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит их выполнять свои общения, держать слово.
Материалы: необходимо иметь газеты и журналы либо любую другую ненужную бумагу.
Описание техники: перед началом игры у детей спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в конце занятия, и объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3 – 4 мин).
После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.
7. Пословицы и поговорки.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Был бы друг – будет и досуг.
Верному другу цены нет.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дружба — великая сила.
Друзья познаются в беде.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Дружба, дороже денег.
Доброе слово дороже богатства.
Ради друга терпи и пургу и снег
8. Стихотворения для заучивания.
Про дружбу.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо! (Энтин Юрий)
Подружки.
Мы поссорились с подружкой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Подарок.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка,
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала. (Елена Благинина)
9. Пальчиковая гимнастика.
Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика).
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для бобра.
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга)
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем - братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)
10 Мирилки
1…. Мирись- мирись, больше не дерись.
Если будешь драться-
Я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом!
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
2 …. Пальчик за пальчик
Мы крепко возьмём,
Раньше мы дрались,
Теперь нипочём!
3…. Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить!
4…. Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
5…. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь, -
В грязной луже окажусь!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
6…. Если ссоришься с соседом -
Помириться не забудь,
Ты ж не хочешь быть зловредой,
Значит, лучше другом будь.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь другом мне опять!
7….Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!
8…. Мир, мир навсегда,
Больше ссориться нельзя,
9…. Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться,
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
10…. К нам с тобой подкралась ссора.
Надо нам ее прогнать.
Мы за пальчики возьмёмся
Раз, два, три, четыре, пять,
Подружились мы опять.
11. Плакат дружбы.
На ватмане дети обрисовывают свои ладошки, которые соединяются по кругу. Затем они заполняют свободное пространство на бумаге рисунками по желанию. Получится совместное творчество.
Цель: закрепить ощущение коллективной дружбы.
Литература:
1. Артемова С. В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, №6.
2. Воспитание дружеских чувств у детей. / Под ред. Л. Н. Прокошенко, В. К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.
3. Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990, №11.