кругова нина
Творческие игры для детей в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В них ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Такие игры называют творческими. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых, придумывают сюжет, содержание игры, ищут пути реализации замысла, перевоплощаются в ролях. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому она является важным средством воспитания.
Публикация «Творческие игры для детей в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские, дидактические, конструктивно-строительные. Участие в них стимулирует ребёнка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный.
Творческие игры отражают :
• стремление детей к активности, самостоятельности;
• детское подражание;
• удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
• своеобразное взаимодействие в детском коллективе.
Игра - это основа развития технического творчества детей дошкольного возраста. Одним из видов деятельности, в которой проявляется творческая активность ребёнка, является конструктивно – строительная деятельность.
В работе с дошкольниками применяются два вида конструирования - техническое и художественное. К техническому конструированию относится конструирование из строительного материала и деталей конструктора. К художественному конструированию относится конструирование из бумаги, картона, природного материала (мох, шишки, ветки, камни, песок, глина) и бросового материала (доски, коробки, ящики, деревянные катушки, старые металлические вещи). И сегодня мы остановимся на техническом конструировании.
Существуют разные виды конструкторов:
• кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые);
• строительные наборы (геометрические фигуры разного размера);
• конструкторы с простым блочным соединением;
• конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые);
• магнитные конструкторы;
• электронные (различные запчасти на основе электросхем);
• конструкторы с суставным соединением;
• модели для сборки (различные модели машинок, самолётов);
• решетчатый конструктор.
В своей игровой и образовательной деятельности мы применяем напольный и настольный строительный набор, конструктор «Лего», игольчатый конструктор, магнитный конструктор, конструктор «Корбо» и другие конструкторские наборы.
Игры с конструктором – это самое любимое занятие детей подготовительной группы. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Эти игры способствуют развитию у ребёнка творчества, мышления, пространственного воображения. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно конструктивно – строительные игры носят групповой характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того у детей заметно развивается интерес к технике, они учат доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу. В этих играх дети решают и умственные задачи, требующие обдумывания - какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. У детей расширяются знания о цвете, величине, форме. В процессе игр ребята учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства. Во время экскурсий и целевых прогулок, обращаю внимание детей на виды транспорта, красивые архитектурные здания. Этот материал дети используют в своих творческих отображений окружающей жизни в строительных играх. Нельзя не отметить, что в играх проявляется разнообразная двигательная активность, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.
Дети очень любят играть с различными видами конструктора. Причём, эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. Они уже самостоятельно, по собственной инициативе выбирают себе играющих, придумывают тему постройки. Иногда могут использовать схему или рисунок, который прилагается к конструктору. Ребята с удовольствием играют с мелким конструктором. Конструируют корабли, сказочные дома, самолеты, ракеты, роботы, различные машины, а затем обыгрывают их, дополняя в них различные мелкие игрушки.
Также в этом возрасте дети в своих играх используют крупный напольный деревянный конструктор, но играют в него реже. Они объединяются в группы, распределяют роли, помогают друг другу.
Из всего многообразия конструкторов «Лего» - конструктор является великолепным средством, которое способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования ребёнка. Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи. Вначале, подвожу ребёнка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему необходимо такое количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребёнку самому определить конечный результат работы, уметь подобрать все необходимые детали и объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе. Дети, играя, рассказывают, на что похож сделанный предмет, чем он отличается от других, какой ширины, длины, высоты.
В подготовительной к школе группе дети конструируют по инструкции, могут уже достроить по собственному замыслу, а также моделируют объекты по иллюстрациям, рисункам, чертежам. С удовольствием строят более сложные модели зданий и машин разных размеров. Часто ребята конструируют по условию. Например: предлагаю сделать двухэтажный дом с крыльцом и балконом. Ребята учатся справляться со сложными постройками. Этот красочный конструктор мы используем не только в свободной игровой деятельности, но и на занятиях математики, с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам. При изучении темы «Сравнение предметов по длине, ширине, массе» применяю конструктор как условную мерку.
На занятиях по обучению грамоте конструируем определённую букву при её изучении, моделируем звуки, слоги, схемы слов при формировании звукового анализа. Также используем детали конструктора при составлении схем предложений в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами). Играем в игры «Слова», «Построй слова и предложения» и др.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром «Лего» использую в экспериментальной деятельности детей, как материал, из которого сделан конструктор: «Из чего сделан», «Найди такой же», «Расскажи о свойствах предмета» и т. д. Дети в своих постройках передают полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений, прогулок.
Также в играх и на занятиях используем игольчатый конструктор, из деталей которого получаются замечательные, оригинальные постройки. Он помогает развивать мелкую моторику рук, логическое и пространственное мышление, творческие способности. Все элементы конструктора имеют «игольчатые стороны», что позволяет легко и прочно соединить элементы между собой, практически в любой плоскости. Игольчатая поверхность является хорошим стимулятором развития мелкой моторики. Играя, дети запоминают цвета, названия геометрических форм, счёт, подбирая нужное количество блоков для постройки.
Очень нравиться детям магнитный конструктор. Магнитный конструктор представляет собой пластины различной формы или палочки с шариками. Он подготавливает почву для развития технических способностей детей, активизирует речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение, способствует самовыражению, расширяет кругозор. Из него ребята создают и корабли, и самолёты, и спортсменов – конькобежцев. А также используем его на занятии по математике при изучении темы «Геометрические фигуры», «Плоскостные и объёмные фигуры».
Таким образом, конструктивно - строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус и конечно же формируют дружеские взаимоотношения.
В своей дальнейшей работе планируем закреплять и усовершенствовать конструктивные навыки.