Наталья Никитенко
Познавательно-творческий исследовательский проект «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша
Проект
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Выполнили: воспитатель
подготовительной группы «В»
Н. В. Никитенко
2016 г.
Вид проекта : творчески – познавательный, исследовательский.
Срок: долгосрочный (декабрь)
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы «В».
Актуальность:
Публикация «Познавательно-творческий исследовательский проект „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Проекты
- Проекты творческие
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.
Цель:
Дать представление детям о свойствах магнита. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
Задачи:
1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита; познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитные силы».
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Планируемый результат:
В ходе реализации проекта дети будут знать, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и значение. Дети будут стремиться к самостоятельному познанию и размышлению, логическому мышлению, умению выделять лишний предмет и обосновать свой ответ.
Эксперимент с магнитом.
«Свойства магнита».
Дата проведения: 05.12.2015г.
Руководитель: Н. В. Никитенко
Цель: Познакомить детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты.
Задачи:
1. Сформировать представление о свойствах магнита.
2. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком.
3. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки предметами.
4. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Оборудование: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы; магниты, емкости, песок, стакан с водой, гвоздь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?
Ответы детей: Выбрать все железные предметы.
Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?
Ответы детей: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит, он притягивает железо.
Воспитатель: Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?
Ответы детей: Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянутся.
Воспитатель: Давайте проверим.
Физкультминутка.
Воспитатель – магнит, дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути).
Опыт №1.
Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.
Воспитатель: Расскажите, что делали? И что получилось?
Ответы детей: Провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?
Ответы детей: Потому что на них действуют магнитные силы.
Результат эксперимента: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их.
А теперь попробуйте достать предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Опыт №2.
Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?
Ответы детей: Провели магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.
Результат эксперимента: Магнитные силы проходят сквозь песок.
А через воду пройдут ли магнитные силы? Проверьте, используя магнит.
Опыт №3.
Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Ответы детей: Провели над стаканом с водой магнитом и гвоздь, лежащий в воде, притянулся.
Результат эксперимента: Значит, магнитные силы проходят через воду.
Эксперимент с магнитом.
«Магнит и его удивительные свойства».
Дата проведения: 26.12.2015г.
Руководитель: Н. В. Никитенко.
Цель: Формировать у детей представления о магните.
Задачи:
1. Развивать способности детей, вести целенаправленную деятельность-отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту).
2. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы.
3. Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.
Оборудование: канцелярские скрепки, стакан с водой, магнит, монетки, картон, миска с водой, бумажный кораблик, игла.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в нашей лаборатории и продолжим работу, будем экспериментировать, делать опыты.
Послушайте загадку:
Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев
Что это?
Ответы детей: магнит.
Воспитатель: В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным – давно, люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
Ребята, как называлась эта гора?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей: Снял доспехи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла около горы (показываю магнит).
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Какой он на ощупь?
Ответы детей: Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.
Воспитатель: Какие предметы притягивает магнит?
Ответы детей: Металлические.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Дети с воспитателем приступают к экспериментированию.
Опыт №1.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.
Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Результат эксперимента: Магнитная сила проходит через стекло.
Опыт №2.
«Волшебный магнит». На картоне лежит монетка, а под ним магнит. Дети
двигают магнит, монетка тоже движется.
Результат эксперимента: Магнит действует через картон.
Опыт №3.
Перед детьми стоит миска с водой, в ней кораблик.
Воспитатель: Почему кораблик вдруг начал плыть по воде?
Ответы детей: К нему прикреплена металлическая иголка, магнит притягивает ее к себе и ведет кораблик.
Воспитатель: Но мы же не дотрагивались магнитом до иголочки?
Значит, магнит может действовать на расстоянии.
Проверьте это свойство на своих корабликах. Дети ведут кораблик по воде.
Результат эксперимента: Магнитная сила действует на расстоянии.