Лариса Ахматова
Творческий исследовательский проект «Моя малая Родина — моя деревня» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: краткосрочный (04.04.2016-18.04.2016)
Тип проекта : открытый, групповой, исследовательский. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Возраст детей : 5-6 лет.
Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей деревне, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, е истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачв.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают старые фотографии, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родной деревни ее происхождении.
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родной деревни, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о своей стране, о своей деревне.
2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн
3. Познакомить с историей происхождения деревни Урмикеево.
4. Формирование представлений о деревне Урмикеево на основе ознакомления с ближайшим окружением.
5. Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, деревни.
6. Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своей деревне. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родной деревни.
7. Ознакомление детей с трудом жителей, с основными профессиями.
8. Заучивание с детьми домашних адресов.
Ход работы над проектом.
I этап: подготовительный
1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике
2. Сбор иллюстративного материала
3. Разработка конспектов занятий
II этап: основной
Теория
Познавательное развитие
1. «Моя страна Россия»
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации
2. «Когда родилась моя деревня?»
Цель: ознакомление детей с историей происхождения деревни Урмикеево.
3. Беседа «Мой дом – моя крепость".
Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.
4. «Чистота залог здоровья» (экология)
Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц и о роли человека в ее поддержании.
Художественно эстетическое развитие
1. Рисование: «Дом в котором я живу»
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины
«Природа родного края»,
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, ива, осина, ель) цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения
«Мой детский сад»
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами познавательного развития. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомого здания, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
2. Музыка прослушивание гимна Российской федерации.
Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе.
Задачи:
- Развитие интереса к истории России, родном городе;
- Формирование уважения к символам государства;
- Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;
- Развитие навыков исполнения гимна;
- Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства
1. Посещение музея,
Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем
Задачи:
- Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
- Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами.
- Формировать у детей умения художественного восприятия предметов старины.
2. Посещение сельской библиотеки.
Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.
Задачи:
- Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.
- Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.
- Познакомить с правилами пользования книгой.
Развитие речи
1. Чтение художественной литературы
(Берстов «Мы едем по городу», Михалков «Улица нашего города», стихов о малой родине т. д.)
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- Развитие литературной речи;
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Социально-коммуникативное развитие
1. Пальчиковая гимнастика:
Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
«Мы во двор пошли гулять»,
«Домик», «Дом»,
«Путешествие»,
«В лесу»
2. Дидактические игры:
«Собери мозаику»,
Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
«Алтын капка ач капка»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры
3. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
«Библиотека»
Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
«Строительство нового дома»
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
Совместная деятельность родителей и детей :
1. Изготовление макета дома
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
Задачи:
- Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;
- Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
2. Фотоколлаж «Недавнее прошлое»
Цель: дать детям представление об истории, традициях, укладе жизни людей живших в деревне в прошлом столетии. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края.
- Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности
3. Благоустройство территории детского сада.
Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада.
Задачи:
- Уборка территории участка ДОУ.
- Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
III этап: заключительный.
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Исилькуль очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры
Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.