Алевтина Зимарева
Управленческая культура руководителя дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс "Педагогический дебют - 2016"
Во все времена управленческая культура руководителя имела особую ценность. В настоящее время это особенно актуально в связи с интенсивными изменениями педагогической системы. Одна из задач дошкольной организации - реализация ФГОС ДО и повышение качества образования, т. к. дошкольная организация - первая образовательная ступень. Концепция модернизации российского образования предъявляет высокие требования к работе педагогов, она направлена на повышение качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Это очень сложная задача, и поэтому от руководителя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.
Публикация «Управленческая культура руководителя дошкольной организации» размещена в разделах
В чем же заключается умение "работать с людьми" для меня как старшего воспитателя?
Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если в достаточной степени владеет приемами и способами решения специфических педагогических задач, которые основываются на умениях руководителя в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. При всей алгоритмичности управления деятельность руководителя является творческой. В управленческой деятельности руководитель самореализуется как личность, как организатор. Осваивая технологии управления, руководитель преобразует, интерпретирует их. Руководитель реализуется как личность, как организатор и его успех в руководстве людьми определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, разносторонности, талантливости.
Умение работать с людьми – основной показатель культуры современного руководителя. Ведь очень важно - создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований.
Среди педагогов нашего детского сада воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Необходимо найти подход к каждому из них, донести информацию о всех преобразованиях в дошкольном образовании, помочь перестроить работу с учетом новых требований.
Работать с людьми трудно, особенно с женщинами, и здесь обязательно умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
Каждый человек несет в себе некоторый образ своего идеального Я, идеальную самооценку. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому необходимы нетрадиционные методы обучения коллектива, это такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, дискуссии, круглые столы, деловые игры, на мой взгляд, они дают наибольший результат.
Мне бы хотелось подчеркнуть важность самообразования педагогов. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет о чем говорить.
Из практики я заметила, что задания, данные перед семинаром, тематическим педсоветом подталкивают к повышению уровня знаний и умений даже пассивных педагогов. Таким образом, современному руководителю очень важно прогнозировать, видеть «на несколько шагов вперед», если нужно, эффективно пользоваться методами убеждения, поощрять деловые дискуссии и руководить ими, использовать методы суггестивного воздействия на коллектив, на человека, систематически анализировать стиль общения с педагогами, воспитанниками, родителями, гибко изменять стиль управления в зависимости от ситуации. В контактах между людьми нет мелочей. Общеизвестные, элементарные правила вежливости общения выработаны многовековым опытом. Приветливая улыбка при обращении к человеку снижает напряжение, обезоруживает даже людей агрессивных.
Одна из важных управленческих функций руководителя - грамотное принятие решений. Важным является умение руководителя мобилизовать на реализацию принятого решения педагогический коллектив, вызывать его положительную мотивацию, контролировать и доводить до конца принятое решение. Как и в других образовательных организациях, коллектив педагогов нашего детского сада неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по шаблону, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы. Учитывая это, я стараюсь проектировать методическую работу в детском саду, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.
Обмен опытом между педагогами – важная форма методического сопровождения. В ходе семинаров-практикумов, педсоветов, тематического контроля, открытых просмотров, взаимопосещений, обсуждений статей и опыта других садов выявляется положительные результаты деятельности определенного педагога. Это способствует не только взаимному обогащению, но и позволяет снять напряженность, тревожность в коллективе.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Это в свою очередь требует обновления существующей системы управления дошкольной образовательной организацией. В ситуации перехода образовательного учреждения в инновационный режим, важное значение приобретает выбор направлений и руководство инновационной деятельностью, отбор инновационного содержания образования, выбор и апробация современных педагогических технологий, позволяющих реализовать инновации. В настоящее время руководитель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции руководителя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.
В нашем детском саду сложился творческий коллектив и почти каждый из педагогов занимается новыми идеями и разработками. Как руководитель, я всегда стараюсь поддержать творческие начинания педагогов, помогаю выстроить цели, задачи, этапы работы, редактирую конспекты занятий.
Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Все это должен уметь современный руководитель, а также научить этому педагогов.
В последнее время важным профессиональным качеством становится умение педагога оценивать и предъявлять результаты своего труда. Это нелегкая задача. И не всем педагогам удается это сделать самостоятельно. Для этого разработаны карты самоанализа занятий, режимных моментов, досуговых мероприятий. После каждого открытого занятия педагоги проводят самоанализ и анализ проведенного мероприятия. В конце года каждый воспитатель проводит самоанализ работы за год по всем направлениям деятельности.
Обеспечение ситуации успеха в труде, оценка собственных достижений необходима для профессионального и личностного роста, творчества, получения опыта, а это возможно только через презентацию собственных достижений в конкурсах профессионального мастерства. На протяжении ряда лет наши педагоги принимают активное участие в конкурсах регионального уровня, также опыт наших педагогов неоднократно рассматривался на районных МО. Создание творческого микроклимата, комфортной материально-пространственной среды, системы профессионального общения побуждают педагогов включаться в творческий поиск.
Таким образом, на мой взгляд, современный руководитель дошкольной организации должен быть лидером в системе управления, так как управление различными процессами в дошкольном образовательном учреждении в решающей степени зависят от его личностных качеств и профессиональных умений. Это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своей дошкольной организации, владеющий новыми информационными технологиями, коммуникативный человек, умеющий слушать и слышать других. От его управленческой компетенции и профессионализма зависит успешное осуществление системы мер по организации педагогического процесса дошкольной организации.