Тома Багаева
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовка к школе и ко всей будущей жизни. В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Слайд 4
Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. А обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.
Слайд 5
В связи с этим, меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Слайд 6
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.
3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать систему занятий
Слайд 7
Для решения поставленных задач были использованы
методы:
- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение,
-диагностика,
-математическая обработка данных.
-новизна заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование проблемы и система работы в соответствии с современными требованиями.
Слайд 8
Исследование проводилось в три этапа.
Сроки работы:
1 этап - подготовительный (июль - август);
2 этап - основной (сентябрь - май);
3 этап - аналитический (май).
На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием дидактических игр.
Основной этап предполагает проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.
На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование и продолжение в подготовительной группе.
Слайд 9
НОД по развитию у детей элементарных математических представлений проходит
1 раза в неделю. А этапы мероприятия -это несколько частей, объединенных одной темой. В структуру каждого занятия ввожу физминутки для снятия умственного и физического напряжения- подбираю по тематике дня, месяца. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию.
Условно, дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Слайд 10
Для комплексного подхода к развитию мышления важным является организация предметно-развивающей среды, при этом Безопасность, Доступность,
Яркость, привлекательность, Свобода выбора, Насыщенность, должна
соответствовать возрастным особенностям и интересам. В структуру каждого занятия включается новый этап, мобилизующий, включающий систему упражнений, с помощью которых в начале занятий задается высокий уровень вовлеченности ребенка в деятельность («Ответь быстро», «быстро сосчитай», «найди пару», «найди свое место»)
Слайд 11
Все это необходимо и имеет важное значение для развития следующих функций организма:
- зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез
-слуховое восприятие и внимание, слуховая память, фонематический слух
- сенсорно-двигательная координация
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук
Слайд 12
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на :
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
- игры на плоскостное моделирование
- электронные игры-тренажеры
Слайд 13 - котики
Слайд 14 - котики
Слайд 15
Таблица….
В сентябре месяце я проводила диагностику на уровень математического развития ст. гр по следующим темам:
На 05.09. 12 было выявлено:
Эксперимент еще в стадии исследования, но исходя из данных таблицы, мы видим, что даже промежуточный результат дает положительную динамику освоения образовательного материала путем систематического использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
НОД предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
Слайд 16, Слайд 17 - Открытие мини-сайта
Я часто пользуюсь сайтами дошкольного мира где обмениваюсь информацией с коллегами по всей сети интернета. Создала свой мини сайт на маам. ру
Слайд 18
Работа с родителями
Большую помощь в работе с детьми мне оказывают их родители, я в свою очередь готовлю презентации по изученной теме и показываю на родительских собраниях, также готовлю совместные развлечения.
Слайд 19, 20 – Мои достижения
- В 2011г. В городском конкурсе «Пусть на всей планете радуются дети» - Диплом 2 степени в номинации «Танец»,
- Мои дети стали победителями в Республиканском конкурсе «Малышата 2012» в номинации «Самые сильные».
- Отмечена грамотой за добросовестный труд администрацией детского сада.
- Имею грамоту от профсоюзов работников образования за активность
Слайд 21 24 – Фото
Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.
Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.
Спасибо за внимание!