Папки-передвижки

Творческая мастерская — современная форма взаимодействия с детьми дошкольного возраста

Елена Ларина
Творческая мастерская — современная форма взаимодействия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современный ребенок развивается в очень реалистическом мире, в котором его интуитивные не вербальные представления остаются невостребованными, неразвитыми. Обучение создает упорядоченность и логичность, а это обедняет жизнь ребенка, частично отнимает у него необходимый атрибут детства-его воображение. Фантазию необходимо развивать. Это необходимый элемент творческой деятельности. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности, т. е способностью порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления –творить.

Публикация «Творческая мастерская — современная форма взаимодействия с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.

Речь сопровождает практически каждую деятельность человека, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, и его личность в целом. В этом нам могут помочь творческие мастерские.

Творческая мастерская –одна из самых интересных форм организации

педагогического процесса, поскольку каждому ребенку предоставляется

возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности, позволяет детям проявить свою инициативу.

Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса, но мы сегодня остановимся на творческой мастерской

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми :

-творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности;

-импровизированный характер деятельности,

-игровой стиль поведения всех участников, включая всех педагога, партнерские взаимоотношения педагога и ребенка,

-атмосфера эмоционального подъема, намеренное отсутствие детального планирования и выстраивания перспективы;

-открытие нового смысла процесса обучения: ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал,

-быстрый и эффективный способ приобретения навыков ти умений, способ обучения, незаметный для самого ребенка,

-педагогу нужно уметь : не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию, довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок)сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда;

-при такой форме организации речевой деятельности дети играют первую скрипку: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели;

-ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу;

-дети делают, что хотят. Программа здесь-руководство к деятельности, а не строгое методическое указание;

-атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность;

-отсутствие шаблонов. Ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвинуть эти границы, заглядывая в огромный и непознанный мир.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала; оказании помощи в реализации его возможностей; способствование развитию самостоятельности и креативной личности; развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру, овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Основные задачи творческой мастерской :

научить придумывать сказочные сюжеты на основе различных игр и упражнений;

-научить детей воплощать свои сказочные сюжеты в театральные мини –представления с помощью театральной атрибутики и кукол;

-научить детей самостоятельно изготавливать простые виды кукол;

-развивать творческое мышление, воображение, словотворчество;

- развивать стремление к совершенствованию своих произведений;

-воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства;

-воспитывать художественный и эстетический вкус

Работу в творческой мастерской можно организовать в течение дня –в первую половину –как специально организованная образовательная деятельность, во вторую половину дня-в виде совместной творческой продуктивной деятельности, по желанию. Можно творческую деятельность организовать только во второй половине дня в виде коллективного творческого дела на протяжении 2-3 дней.

Дети создают кукол из различных материалов, сочиняют сказочные истории, ставят мини сценки.

-«Театр на бегу». Детям выбирают сами карточки с картинками -ролями. Педагог читает текст. А дети соответственно своим ролям выполняют действия, импровизируя на ходу. Могут дополнить свой образ аксессуарами. После нескольких сценок дети могут себя попробовать в роли автора. В дальнейшем можно предложить детям побыть режиссером спектакля. При этом другие дети были актерами. Управлять детям всегда нравится.

-Сочинение сказок и их театрализация при помощи кукол-оригами. Педагог подходит к каждой группе и дает небольшой предмет. Дети импровизируют с этим предметом.

-Изготовление кукол на карандаше. После изготовления дети сочиняют историю. При необходимости используют предметы из коробки для театрализации.

-«Старый башмак». Маски из пакета,

Театрализация при помощи готовых кукол (бибабо, прихватки)

-фантастическое животное из мусора-изготовление плоских кукол с подвижными частями тела-сочинение сказочных историй,

-изготовление кукол из носка,

-сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи масок,

«чудо-юдо из кусочков»-создание коллажа

.Сначала дети сочиняют сказку или сказочную историю, потом иллюстрируют собирают книжку (придумывают обложку, сшивают листы.)

Если первый этап творческой деятельности предполагает определенную долю импровизации (полет детской фантазии непредсказуем), то вторая часть-это полный экспромт, поскольку дети сначала решают, каким образом они будут иллюстрировать книгу (рисовать или использовать прием аппликации и т. д., а потом только подбирают необходимые материалы и реализуют замысел.

Начинаем творческую мастерскую с настройки детей на совместную работу, устанавливаем эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть включает в себя приветствие, игры с именами, игры на снятие эмоционального напряжения. Во второй части дети создают кукол из различных материалов, сочиняют сказочные истории, ставят мини –сценки. Дети учатся работать в группе, учитывать настроение и желания других.

А третья часть-создание у детей закрепление положительных эмоций от работы. Это разминки, подвижные игры и ритуалы прощания.

Задача педагога в мастерской - включить ребенка в процесс творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

Необходимо правильно организовать пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов). За рабочим столом должны быть обязательно быть места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Здесь каждый выбирает себе место и устраивается так, как хочет, самостоятельно выбирает себе того с кем он будет сидеть. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им необходим какой-то инструмент какой-то инструмент, материал. Позиция воспитателя : он находится с тем ребенком, кому необходима помощь. Общее пространство, организованное по такому принципу, способствует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваются мнениями и собственными открытиями. В мастерской у детей есть возможность общения друг с другом, где диалог выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.

Педагог не обязывает и не принуждает к тому, что надо делать, а только обращает их внимание на подготовленные материалы, предлагает детям выдвигать свои интересные идеи, чтобы обеспечить выбор по интересам и возможностям.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он дает никаких инструкций, не контролирует детей,но обсуждает замыслы.

Атмосфера в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. Важным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Работа творческих мастерских организуется так, чтобы дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Поэтому от педагога требуется особое внимание к состоянию эмоциональной сферы ребенка.

Деятельность детей в мастерской не оценивается,критические замечания в адрес любого участника мастерской недопустимы. Это создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».

Вся деятельность в мастерской не ограничена во времени. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

Работа детей в мастерской дает возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, которые могут проводиться в любой части творческой мастерской. Главная цель этих упражнений : включение всех участников в работу, снятие усталости и напряжения.

Жесткой структуры и последовательности творческой мастерской нет, здесь важно учитывать желания детей. Иногда дети просят продолжить сочинять истории с теми куклами, которые изготовили в прошлый раз. Нет и ограничения по времени.

Творческая мастерская-это модель взаимодействия ребенка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности, приобретенный в «мастерской», дети переносят в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть открытым и свободным в общении, дает ему возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность

В результате этой работы дети смогут:

-узнать различные способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;

- -уметь изготавливать простейшие виды кукол из подручного материала-уметь воплощать свои сказочные сюжеты, согласуя свои действия с другими детьми;

-уметь строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;

Закончить хотелось бы словами великого педагога Сухомлинского. Он говорил:

" В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!"

Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет

Публикации по теме:

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки»Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки» Аппликация «Разноцветные рыбки» Цель: создать условия для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьейРодительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Творческая игра по рисованию портрета «Шапка-невидимка» с детьми старшего дошкольного возрастаТворческая игра по рисованию портрета «Шапка-невидимка» с детьми старшего дошкольного возраста Творческие игры по рисованию, имеют огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь таких игр, с мышлением ребенка.

Творческая мастерская «Цветы в горшочке» с детьми средней группыТворческая мастерская «Цветы в горшочке» с детьми средней группы Вот и наступила долгожданная весна, а это значит, что приближается самый женский праздник — 8 марта. В праздники принято дарить всем подарки.

Творческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группыТворческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группы Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской,.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творческая мастерская — современная форма взаимодействия с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 11:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая мастерская — современная форма взаимодействия с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ларина (УИ 229350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД