Зоя Басова
Творческая мастерская — как одна из инновационных форм работы с детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская – как одна из инновационных форм работы с детьми в детском саду.
В народе говорят «Век живи - век учись». Поэтому важно не пропустить тот период жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых главное место отводится творчеству, фантазии, интереса к новому. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если воображение в этот период специально не развивать, то происходит быстрое снижение активности этой функции. С уменьшением способности мечтать наяву также уменьшаются возможности для творческого мышления. Роль творчества в развитии ребенка особенно важна, и творческие мастерские в дошкольных учреждениях помогают реализовать потенциал ребенка.
Публикация «Творческая мастерская — как одна из инновационных форм работы с детьми в детском саду» размещена в разделах
Цель работы в мастерской - поддерживать творческие принципы ребенка, поддерживать реализацию его способностей, способствовать развитию самостоятельности и творческой личности.
Для того чтобы сформировать творческие способности у ребенка, необходимо создать в группе доброжелательную атмосферу. Важно поощрять творческие идеи, придуманные ребенком и предоставить возможность для реализации творческих идей в различных областях.
В мастерских можно организовать различные виды деятельности: рисование, работу с бумагой и тканью, использовать бросовый и природный материал, работать с пластилином и солёным тестом.
На рисовании можно использовать множество нетрадиционных техник рисования: кляксография, рисование ладошками, рисование по мокрому фону, по ткани, рисование камешками, ниткография и другие. При работе с бумагой применять метод оригами, работу по выкройке, изготовление игрушек из папье-маше. Из кусочков ткани сшить куклу-пеленашку или куклу-оберег, как это делали наши предки или проявить интерес к созданию целой сюжетной картины.
В качестве бросового материала использовать спичечные коробки, различные втулки, использованные диски, опилки, прищепки, упаковочные коробки, ленточки, проволоку и другие понравившиеся предметы.
Одним из видов деятельности в мастерских являются занятия с солёным тестом. Дети с большим интересом исследуют новый, легко меняющий в руках свою форму пластичный материал. В процессе этих действий происходит формирование представлений о возможностях рук и свойствах теста.
Сразу же на первых занятиях дети могут стать участниками своего творчества. При использовании готовых форм можно изготовить коллективную работу : «Наш город». Если отрывать кусочки от основного куска теста, и раскатывать его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, расположить их по заранее приготовленному контуру, то можно создать картину «Виноград созрел».
Выкладывание по контуру тонких жгутиков – ещё один из форм применения солёного теста. Это очень сложная работа, требующая сосредоточенности. Детям приходится работать сразу всеми пальцами рук. В процессе работы они соизмеряют силу своего нажима на тесто, чтобы получить ровный жгутик, определяют нужное количество деталей и места их соединения и вот какой «Волшебный дом» может получиться.
В творческих мастерских можно использовать ножницы. Оказывается, резать можно не только ткань и бумагу, но и тесто. Делая мелкие или глубокие надрезы кончиками ножниц по уже приготовленной форме, можно изобразить иголки у ежа, оперенья птиц, гриву льва, ветки ели, густую траву. Работа с ножницами способствует развитию ручной умелости, развитию воображения, творческого мышления.
Очень привлекает детей оформление работы мозаичным способом. На первоначальном этапе ребёнок выбирает себе сюжет для предстоящей работы, делает набросок на листе картона, определяет, какие геометрические фигуры понадобятся ему для того, чтобы наиболее точно и выразительно воплотить свой замысел, вырезает их из теста, высушивает и заполняет контур рисунка. Затем раскрашивает фломастерами или гуашью. Это занятие доставляет детям удовольствие от получения конечного результата. Пример такой работы картины «Лебединое озеро», «Подарки».
В течение года мы отмечаем много разных праздников. Что может быть лучшим подарком для близких людей, чем сувенир, изготовленный руками своего ребёнка. В качестве подарка любимой маме можно изготовить фиалки в горшке или панно. Для изготовления цветка нужно сформировать шарики, а потом уже из них можно моделировать лепестки: вытягивать, сплющивать, заострять, надрезать и собирать в бутоны.
Для придания выразительности своим образам можно предложить детям использовать в работе макаронные изделия. Примеры таких работ «Барышня», коллективная работа «По дороге к бабушке».
С самого начала работы в творческих мастерских надо детям вселять уверенность в своих силах и возможностях. Творческий процесс выражается алгоритмом «Обращаю внимание, рассматриваю, думаю, как сделать, делаю, получаю результат». Ведь большое творчество рождается из маленького.