Получи документы

Творческая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»

Наталья
Творческая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»

Тема: «Развитие коммуникативных умений педагогов»

Цель: развитие компетентности воспитателя в вопросах детской психологии; формирование у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании, способствование выработке навыков исследовательской работы, освоение техники наблюдения, эксперимента, совершенствование умения анализировать и интерпретировать полученные данные с учётом специфики детского возраста; сплочение педагогического коллектива.

Участники: воспитатели дошкольных образовательных организаций.

Количество участников:20-25 человек.

Продолжительность: 1 ч. 40 мин.

Литература: Справочник педагога-психолога 11.11.2012.(стр. 54)

Этапы ТПЛ:

1. Организационный (15 минут)

2. Подготовительный (15 минут)

3. Основной (40 минут)

4. Дискуссионно-аналитический (20 минут)

5. Рефлексивный (10 минут)

Материал и оборудование: клубок ниток; «лестница коммуникативного мастерства» (визуальное изображение лестницы из 6 ступеней); кроссворд: карточки с пословицами; таблицы, схемы (по необходимости); рисунки с изображением различных жестов и поз; таблица «Рефлексивный лист»; дайджест участника (блокнот для каждого участника с основными положениями по теме);мультимедиаоборудование.

Ход мероприятия.

1. Организационный этап.

Цель: адаптация слушателей к новой обстановке, настрой на взаимодействие, на активный творческий поиск решения проблем.

Слово педагога-психолога: «Мы рады приветствовать вас на заседании творческой лаборатории «Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми». Сегодня мы будем учиться анализировать различные ситуации, возникающие при общении, понимать ребёнка, прогнозировать и проектировать его поступки, проанализируем свои проблемы и проблемы в данной области».

1. Игра «Клубочек»

Инструкция. Каждый участник, обернув палец нитью, представляется, говорит ту информацию, которой хотел бы поделиться, и передав клубок другому игроку по кругу, который наматывает нить на свой палец и т. д. При этом каждый должен запомнить высказывания предыдущего участника. Когда клубок доходит до последнего игрока, клубок возвращается обратно, но уже происходит разматывание нити (и наматывание клубка) и проговаривание информации, которую каждый из участников запомнил. Таким образом, клубок постепенно возвращается к первому участнику.

Примечание. Игра позволяет познакомиться друг с другом и снять напряжение.

1. Мини-лекция «Формирование коммуникативной компетентности педагогов» (тезисы)

Мир детства в ХХI в. Становится отражением тех преобразований, которые происходят в обществе, что, с одной стороны, предоставляет ребёнку новые возможности, а с другой – делает его ещё более уязвимым и психологически не защищённым. Эффективность и безопасность образовательной среды и соответственно результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависят от личности педагога, уровня его компетентности и готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребёнком в контексте образовательного процесса, его способности адекватно принимать, понимать и поддерживать ребёнка, одновременно обучая его способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения.

Основными показателями коммуникативной компетентности педагогов дошкольной организации является: конструктивный стиль педагогического общения, эмпатийность по отношению к детям, развитый индивидуальный коммуникативный самоконтроль, интернальность в общении, осознание своих возможностей и затруднений в ситуации взаимодействия «взрослый – ребёнок», гибкость и любознательность в общении, нацеленность на успех педагогической деятельности.

Сложность формирования коммуникативной компетентности состоит в том, что она зависит не столько от профессиональных знаний, сколько от личностных особенностей человека. Поэтому это длительный, требующий системного подхода процесс. Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольной организации декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму. Программа обеспечивает развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает такое направление, как «Социально-коммуникативное развитие».Содержание образовательной области направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в т. ч. коммуникативной.

Таким образом, специфика деятельности воспитателя дошкольной организации заключается в повышенной плотности общения, высокой ответственности за психологическое благополучие ребёнка. Успешность образовательной деятельности и воспитателя сопряжена с постоянными контактами со всеми участниками педагогического процесса. Поскольку ведущая роль в общении принадлежит педагогу, то ему необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические коммуникативные навыки, ведь чтобы научить тому или иному виду общения, он сам должен уметь общаться.

Воспитание ребёнка – всегда двусторонний процесс, в котором взрослые открывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбирают свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий.

3. Самооценка коммуникативных навыков и умений.

Инструкция. Участникам предлагается оценить уровень своего коммуникативного мастерства с помощью теста В. Ф. Ряховского «Оценка общительности». Затем педагог-психолог предлагает участникам определить своё место на «лестнице коммуникативного мастерства»(рис., которая изображена в дайджесте. Лестница состоит из 4 ступенек:

1 – педагог испытывает трудности в общении.

2- педагог испытывает трудности в общении в определённых ситуациях.

3- трудности в общении минимальны.

4-нормальный уровень коммуникативности

Рисунок. «Лестница коммуникативного мастерства»

В конце встречи участники ещё раз определяют своё место на лестнице с учётом полученных на ТПЛ знаний о своих границах общения.

4. Решение кроссворда

Цель: актуализировать знания и представления по теме «Общение».

Инструкция. Для работы участники делятся на две группы. Каждая получает лист с кроссвордом (рис. 1)

(Рисунок 1)

1 о

2 б

3 щ

4 е

5 н

6 и

7 е

Вопросы:

1. Противоречие, иногда возникающее между людьми в процессе общения.

2. Процесс взаимодействия учителя и ребёнка с целью усвоения знаний, умений, навыков.

3. Информация, передаваемая в процессе общения.

4. Высшая психическая функция, проявляемая в процессе общения.

5. Лицо, с которым происходит взаимодействие в процессе общения.

6. Разговор между двумя или несколькими лицами.

7. Невербальное средство общения.

Ответы: 1) конфликт; 2) обучение;3) сообщение; 4) речь; 5) партнёр; 6) диалог; 7) жест.

II.Подготовительный этап

Цель: актуализация основных коммуникативных методов и приёмов.

1. Комментирование пословиц.

Инструкция. Работа проходит в группах, на которые участники разделились на предыдущем этапе. Участникам предлагается интерпретировать пословицы, отражающие сущность и правила общения между людьми.

1-я группа – «Язык до Киева доведёт».

2-я группа – «Мели, Емеля! Твоя неделя».

2. Беседа о педагогическом общении

Слово педагога-психолога: «Мы рассмотрим некоторые приёмы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения. Всегда ли нас понимают так, как мы предполагаем? Что такое партнёрское общение?

Общение может быть вербальным и невербальным. Невербальное общение начинается с первых минут встречи: это взгляд, мимика, жесты, эмоциональное состояние. Идёт установление контакта. Для невербального общения очень важно чётко передать информацию, сконцентрироваться на партнёре и на самом себе (т. е. как отдаёшь, как принимаешь, насколько осознанно это происходит). Давайте попробуем установить контакт с партнёром, а затем передать (или принять) информацию невербально. Помните, установление контакта –первый этап партнёрского общения».

Упражнение «Найди свою пару»

Инструкция ведущего: «Я раздам вам карточки с названием животного. Оно повторяется на 2 карточках. Например, если вам достаётся карточка с названием «бегемот», знайте, что у кого-то есть такая же карточка». Ведущий раздаёт карточки. «Прочитайте, что написано на карточке, так, чтоб надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. Нельзя говорить и издавать характерные звуки животного. Можно пользоваться любимыми невербальными выразительными средствами, но все, что мы будем делать, - мы будем делать молча. Когда вы найдёте пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После окончания упражнения ведущий задаёт вопросы каждой паре: «Кто вы? Поделитесь впечатлениями, как вы находили пару?», «Испытывали ли вы трудности в общении (невербальном?».

Слово педагога-психолога: «В позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком, а также состояние организма и эмоциональные реакции. Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которое контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова. Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнёра по общению, лучше смотреть именно на них».

Задание 1.

Инструкция. Каждая группа, используя невербальные средства общения (мимика, жесты, передаёт содержание пословиц. Задача другой группы – догадаться, какая это пословица и озвучить её вербально.

1-я группа – «Семеро одного не ждут».

2-я группа – «Скучен день до вечера – коли делать нечего».

Задание 2.

Инструкция. Нужно определить эмоциональное и коммуникативное состояния потенциальных объектов общения (позы, жесты, расположенность к общению, изображённых на картинках.

После просмотра каждой картинки педагог-психолог просит участников выразить своё мнение и обосновать его.

Слово педагога-психолога: «Вербальные коммуникации между партнёрами - это приём и передача определённой информации посредством речи. Для эффективного общения важно установление контакта, осознание цели и приёма передачи информации, ранжирование её по степени важности, обратная связь.

Попробуйте сейчас придумать вариант передачи мысли, выраженной другими словами. Важно не исказить смысл высказывания. (Каждый участник работает самостоятельно в дайджесте. … Удалось ли точно передать смысл предложенной фразы? Не было ли искажений? (Участники делятся впечатлениями, желающие зачитывают получившиеся фразы.)

Не только от того, что мы говорим, но и от того, как сказано, зависит успешность состоявшейся беседы, взаимопонимание между детьми и взрослыми, взрослыми и взрослыми. Послушайте народную мудрость».

Байка «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другими всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то- же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?»- спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать.

Слово педагога-психолога: «Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано. Необходимо развивать умение устанавливать контакт. Обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент – стремитесь расположить собеседника в начале беседы, т. к. основное отношение к вам закладывается в первые 15 секунд общения. Если люди относятся к другим благожелательно, то они кажутся лучше тех, кто общается без положительного эмоционального заряда. Понаблюдайте за собой, каким образом у вас складываются первые впечатления о человеке. Для достижения успеха в общении стремитесь подстроиться к собеседнику, учитывать его особенности восприятия мира, его индивидуальные качества.

Помните, что, как говорил Дейл Карнеги, имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Попробуйте, встречаясь утром со своими коллегами по работе и приветствуя их, прибавить к словам «Здравствуйте, добрый день» имя и отчество, и вы вызовете тем самым пусть не ярко выраженные, но положительные эмоции. Так же важно развивать партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Вспомните, есть ли у вас привычка разговаривать с человеком, находясь в разных комнатах? Как вы считаете, сказывается ли такое общение на эффективности взаимопонимания?

Каждый человек выбирает определённую дистанцию с собеседником. Выбор её зависит от взаимоотношений между людьми и их индивидуальных особенностей. Ближе к партнёру стремятся находиться дети, старики, женщины. Отдалённое расстояние предпочитают подростки, люди средних лет, беспокойные, нервные люди.

Стремитесь, чтобы в вашей семье появилась привычка утром приветствовать друг друга в присутствии ребёнка; благодарите окружающих за оказанную услугу; при расставании друг с другом помимо слов прощания говорите добрые пожелания.

Умение слушать тоже является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать только после того, как выслушают их. Понаблюдайте за собой, как часто вы делаете вид, что слышите партнёра, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто вы перебиваете собеседника. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желание понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и по возможности разделить его чувства.

Активное слушание – это уточнение информации, которую хочет донести собеседник. Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, чем он поделился, при этом обозначая его чувства. Активное слушание применяется, когда ребёнок расстроен, обижен, ведёт себя агрессивно, переживает боль или страх. Проговаривание чувств ребёнка помогает снять напряжение. Активное слушание неэффективно, когда ребёнок находится в состоянии сильного возбуждения. В такой ситуации нужно просто дать ему возможность выговориться и успокоится. И здесь оптимальным будет приём пассивного слушания.

Пассивное слушание – выражение собеседнику понимания и поддержки. Используются речевые обороты типа: «да-да», «ну конечно» и кивание головой. Не стоит отрицать чувства партнёра высказываниями: «не волнуйся», «всё будет хорошо», поскольку, если чувства есть, от них не стоит отмахиваться, на них нужно отреагировать.

Эмпатическое слушание позволяет понять состояние собеседника и разделять его. Данная методика применима только при наличии у человек потребности поделиться своими переживаниями. При эмпатическом слушании не дают советов и оценок, не критикуют собеседника, не озвучивают истинные причины его переживаний и поведения. Принятие и отражение чувств : «ты очень расстроен», «в твоих словах я слышу обиду». Эмпатическое слушание помогает наладить контакт между педагогом и ребёнком, установить доверительные отношения.

В общении с детьми важно использовать элементы телесной терапии, такие как поглаживание перед сном, дружелюбное или ободряющее прикосновение. Можно обнять ребёнка при встрече (особенно это важно для малышей) или взять на руки. Это благоприятно влияет на детей и укрепляет ваши отношения, ведь телесный контакт возможен только при условии взаимного доверия и расположения. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребёнку, но и взрослому».

III. Основной этап.

Цели: определение ситуации педагогического общения применительно к детям; выведение правил педагогического общения.

Инструкция. Участникам предлагается сформулировать правила общения с ребёнком в определённых ситуациях и заполнить таблицу.

Правило должно быть сформулировано пословицей, поговоркой, метким выражением.

ТАБЛИЦА.

№ Критические моменты общения Действия Правило общения

1. Если ребёнок агрессивен 1. Упорядочить систему требований, следить за своими поступками, показывая ребёнку положительный пример.

2. Поддерживать дисциплину, выполнять установленные правила.

3. Дать понять ребёнку, что его любят таким, какой он есть.

4. Направить энергию ребёнка в положительное русло (спорт, рисование, пение).

5. Предъявляя требования, учитывать возможности ребёнка, а не свои желания.

6. Игнорировать лёгкие проявления агрессивности, не фиксируя на них внимания окружающих «Если на тебя кто-то лает, то не надо лаять в ответ»

2. Если ребёнок гипердинамичен 1. Не замечать мелких шалостей, сдерживать раздражение, не кричать на ребёнка, т. к. от шума возбуждение усиливается.

2. Применять при необходимости физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе.

3. Чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время деятельности, желательно сажать ребёнка за первый стол (если он находится в группе).

4. Давать возможность во время деятельности подвигаться (например, предложить что-нибудь принести).

5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца. «Краткость – сестра таланта»

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ

Ваше настроение Ваша удовлетворённость формой работы Продуктивность вашего участия в творческой лаборатории

Оценки: 1- неудовлетворительно, 2- недостаточно удовлетворительно, 3- удовлетворительно, 4-хорошо, 5- отлично.

Далее повторяется работа с «лестницей коммуникативного мастерства». Сравниваются результаты в начале и конце ТПЛ.

Заключительное слово педагога-психолога: «Дорогие коллеги! Мы с вами выяснили, что для эффективного общения прежде всего необходимо установление контакта. Каковы же составляющие контакта:

• мотивация (если хочу с партнёром только договориться, то делаю быстро);

• невербальная составляющая: обаяние (взгляд, мимика, поза, расположение в пространстве);

• вербальная составляющая (речевые знаки)».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Дидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших группДидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших групп Цель: совершенствование социально- бытовых навыков и коммуникативных умений. Задачи: Образовательные: Расширение представлений о приветствии.

Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене»Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене» Главным направлением работы в ДОУ является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных традициях:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творческая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 13:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая лаборатория «Развитие коммуникативных умений педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД