Лучший педагог года

Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные». Подготовительная группа

Валерия Босенко
Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы

Твердые и мягкие согласные

Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи: закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»; повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме; развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку; закреплять умение составлять схему слова; воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий.

Публикация «Конспект занятия „Твердые и мягкие согласные“, Подготовительная группа» размещена в разделах

Оборудование: Презентация Робот и кошечка, схемы слов Дэн и Дина каждому, плакат всегда твердые и всегда мягкие согласные, зеленые и синие квадраты каждому.

1. А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок!

Всё ль на месте

Всё ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка!

Все ли правильно сидят

Все ль внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

2. Повторение пройденного материала:

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)

– Какие звуки называются согласными? (Не поются, есть преграда)

3. Объяснение нового материала.

1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.

Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».

В. Кто к нам пришел? (робот Дэн)

– Какой он? (Железный, твердый)

– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)

Появляется кошечка: «Добренького вам вечера, ребятушки! Меня зовут Дина».

В. Кто это? (кошечка Дина)

– Какая она? (Пушистая, мягкая)

– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)

Дэн и Дина любят произносить разные звуки:

Дэн: п [к] Дина: п* [к’]

[г] [г’]

[х] [х’]

[т] [т’]

[д] [д’]

[с] [с’]

[з] [з’]

[р] [р’]

В. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)

Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.

Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком, а мягкие согласные – зеленым квадратиком.

Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.

Робот Дэн произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.

Кошечка Дина произносит звук [к’], дети повторяют за ней.

Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…п-п*

2. Введение проблемной ситуации и решение.

В. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)

Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)

– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ) Какой буквой вы его обозначите? (Д)

– Какой же можно сделать вывод?

Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.

В. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.

Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.

– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина, – Ведь они всегда мягкие!

В. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.

– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!

4. Закрепление нового материала.

1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.

В. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.

Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.

2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.

В. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат, если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат, если первый звук в слове мягкий.

Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.

V. Итог занятия.

– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)

– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).

– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)

– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)

– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)

Читаем скороговорки

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа)Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с Семеновской матрешкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом ее изготовления. Задачи: - Расширить.

Конспект занятия по ФЭМП «Котята» (подготовительная группа) ФЭМП подготовительная группа Тема «Котята» Педагогическая цель: познакомить с составом чисел от 0 до 10, совершенствовать навыки количественного.

Конспект итегрированного занятия «Юные поварята». Подготовительная группаКонспект итегрированного занятия «Юные поварята». Подготовительная группа Цель: ознакомление с трудом взрослых. Задачи: Образовательные: Продолжать расширять представления детей о труде, о значении труда в жизни.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа) Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Задачи: • обобщить.

Конспект занятия по аппликации «Украшение панара» (подготовительная группа)Конспект занятия по аппликации «Украшение панара» (подготовительная группа) Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения мордовского костюма. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре,.

Конспект занятия по аппликации «Зима в городе» (подготовительная группа)Конспект занятия по аппликации «Зима в городе» (подготовительная группа) Программные задачи: Учить детей складывать бумагу способом "гармошка",совершенствовать работу с ножницами при вырезывании необходимых.

Конспект занятия по физкультуре «Полет в космос» (подготовительная группа) ЧДОУ "Детский сад Колибри" Инструктор по Физической культуре Крючкова Юлия Юрьевна Полет в космос Задачи. Развивать физические и волевые.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 7» (подготовительная группа)Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 7» (подготовительная группа) Конспект занятия по ФЭМП состав числа 7 подготовительная группа Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с составом числа 7.

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа)Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа) Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево». (подготовительная группа) Каипова Динара Айгазыевна Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные». Подготовительная группа
Опубликовано: 14 ноября 2020 в 15:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные». Подготовительная группа» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Босенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД