Валерия Босенко
Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Твердые и мягкие согласные
Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.
Задачи: закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»; повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме; развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку; закреплять умение составлять схему слова; воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий.
Публикация «Конспект занятия „Твердые и мягкие согласные“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
Оборудование: Презентация Робот и кошечка, схемы слов Дэн и Дина каждому, плакат всегда твердые и всегда мягкие согласные, зеленые и синие квадраты каждому.
1. А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок!
Всё ль на месте
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят!
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
2. Повторение пройденного материала:
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)
– Какие звуки называются согласными? (Не поются, есть преграда)
3. Объяснение нового материала.
1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
В. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
– Какой он? (Железный, твердый)
– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)
Появляется кошечка: «Добренького вам вечера, ребятушки! Меня зовут Дина».
В. Кто это? (кошечка Дина)
– Какая она? (Пушистая, мягкая)
– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)
– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
Дэн: п [к] Дина: п* [к’]
[г] [г’]
[х] [х’]
[т] [т’]
[д] [д’]
[с] [с’]
[з] [з’]
[р] [р’]
В. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком, а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.
Кошечка Дина произносит звук [к’], дети повторяют за ней.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…п-п*
2. Введение проблемной ситуации и решение.
В. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
В. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.
– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина, – Ведь они всегда мягкие!
В. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
4. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
В. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.
В. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат, если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат, если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.
V. Итог занятия.
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
Читаем скороговорки