Маслова Наталья
Трудовые поручения для дошкольников. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
Формирование позитивного отношения к различным видам труда является одной из актуальных педагогических проблем. В свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний, и потребностей, (объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию) включенности воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического дисциплинарного принуждения. Поэтому, важна мотивация детей к трудовой деятельности. Формирование первоначальных общественных мотивов трудовой деятельности сделать что-то для другого, помочь сверстнику добиться нужного результата.
Публикация «Трудовые поручения для дошкольников, Фотоотчет» размещена в разделах
Исследования видных педагогов и психологов убеждают в том, что к 5 годам ребенок может отличать труд как серьезное дело от игры, он психологически готов к систематическому участию в простейших видах трудовой деятельности. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в семье, в детском саду, должны стать постоянными и повседневными. Прежде всего, нужно у детей воспитывать уважение к труду, необходимо, чтобы каждое дело дети научились выполнять с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе. Воспитание бережного отношения к результатам труда взрослого — к вещам, окружающим детей. Важно показать и рассказать детям о том, что каждая вещь создана для того, чтобы она служила не одному человеку, а многим людям. Эта группа задач решается главным образом в процессе формирования знаний о труде взрослых Педагогические исследования показывают, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
Своеобразие трудовой деятельности дошкольника проявляется в том, что он связан с игрой, не имеет общественнозначимого результата, служит средством для развития личности. Взаимосвязь труда детей с игрой заключается в общем источнике – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности; происходит освоение сферы социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Различия проявляются в следующем: в игре ребенок действует в воображаемом плане, не возможность получения конкретного результата. Труд же предполагает получения осязаемого продукта, ребенок может устанавливать более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослого, чем в игре. Чем младше ребёнок, тем быстрее их труд превращается в игру (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте). Это происходит чаще всего, когда поручение непосильно для ребёнка, ребёнок не понимает, что от него требуют, не знает, как нужно выполнять, взрослый не контролирует деятельность ребёнка. Старшие дошкольники (6 лет) уже осознают различия: в игре выделяют игрушки или предметы-заместители; выполняя роли, 11 понимают, что эта деятельность для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы было чисто, порядок надо навести», осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа. На протяжении всего дошкольного возраста связь игры и труда сохраняется, т. к. необходимо изготовить атрибуты для игровых действий (например, вертушки); продукты детского труда помогают создать воображаемую ситуацию (например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру). Благодаря игре дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений, через игру улучшается качество работы, стремление довести её до конца, формируется положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам (например, уборка снега с веранды). Таким образом, преемственность между трудом и игрой заключается в том, что ребёнок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, происходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, т. е. знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, появляются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.
Предлагаю на выходных поухаживать с детьми за комнатными растениями. Такие трудовые поручения помогают сформироваь у ребенка умение определять цветы, нуждающиеся в поливе, расширить знания о потребностях растений во влаге, развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, а так же воспитать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.