Елена Облова
Трудовое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за детьми своей группы (2 младшая) я заметила, что некоторые дети с удовольствием выполняют трудовые поручения, а некоторые стараются избежать просьб о том, чтобы помочь. Поговорив с родителями детей, я убедилась, что те дети которые стараются помочь мне в группе, они и дома имеют свои обязанности. Например, уборка со стола после обеда - это обязанность Поли дома. В детском саду она тоже всячески старается помочь няне.
Публикация «Трудовое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Пример взрослых – важный метод воспитания. Дети замечают, как трудятся их родные, как относятся к труду, поэтому родители должны быть примером для своих детей и тогда у ребенка будет прививаться желание трудиться. Но одного наблюдения за трудом взрослых недостаточно, необходимо постоянно привлекать детей к совместной работе, объяснять, показывать, как и что делать.
Дошкольники участвуют в труде с удовольствием, если этот труд хорошо организуется и поощряется. Я стараюсь заинтересовать ребенка, придумываю какую-нибудь игровую ситуацию, после работы обязательно хвалю ребят, подчеркиваю их значимость. Поручения имеют конкретную цель и это дает ребятишкам полезные знания, содействует выработке нужных в жизни навыков и умений. Со временем систематически трудясь, дошкольники работают охотно и добросовестно.
В своей группе я стараюсь приучать воспитанников помогать старшим, например, накрывать на стол: разложить ложки, тарелки, чашки и т. д.
требую, чтобы дети поддерживали порядок в игровом уголке, убирали игрушки после игры на свои места, бережно относились к игрушками книгам. Поистрепавшиеся книги мы обязательно «лечим».
Также дети готовят материалы к занятиям, а после занятия помогают все убрать.
Перед сном детки сами раздеваются, аккуратно вешают одежду на спинку стульчика. Также сами расправляют кроватки перед сном, что им очень нравится.
У нас в группе есть живой уголок – улитка Ахатина. Детки прекрасно знают, как нужно за ней ухаживать, очень любят это делать.
Также ребята ухаживают за комнатными растениями, которых у нас в группе немало.
Осенью ребята помогали собирать урожай с участка.
Кроме формирования трудовых навыков, необходимо воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам труда. Также необходимо ознакомить детей с трудом взрослых. Для этого я проводила различные беседы на тему «Я дома маме помогаю», «Кем работает мама?», «Кто работает на кухне?» и т. д., загадывала загадки о профессиях, также читали соответствующую художественную литературу. Мы познакомились со сказкой «Колосок» и сделали драматизацию этой сказки.
Также с помощью родителей создала коллаж «Родители на работе». В режимные моменты мы его рассматриваем, и дети рассказывают о профессиях своих мам и пап.
Наблюдали за трудом взрослых, совершили экскурсию в больницу.
Мы знакомились с трудом и в игровой деятельности : сюжетно-ролевые игры «Больница», «Парикмахерская», «Лечим кукле Даше горло», «Доставим груз»; «Готовим обед».
Родители в свою очередь помогли пополнить развивающую среду атрибутами к сюжетно-ролевым играм, своими руками сделали кассу, торт, сосиски, пельмени и многое другое.
Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Что лишнее?», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».
Чем теснее контакт между дошкольным учреждением и семьей, тем успешнее будет приучение детей к труду.
Поэтому я сделала стенгазету для родителей «Трудовой отряд», где были помещены фотографии детей, трудящихся дома и в саду. Еще для родителей я распечатала памятку о трудовом воспитании.
Надо помнить, что привитие любви к труду способствует и нравственному развитию ребенка, т. к. нравственное развитие человека невозможно без воспитания у него любви к труду.