Ольга Гапонова
Трудовое воспитание старших дошкольников в процессе реализации программы «Радуга» в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) одной из главных задач ставит приобщение детей к основным сферам человеческой культуры – труду, знаниям, искусству, морали. Трудовая деятельность связана с нравственным воспитанием и формированием средствами художественного труда и труда по самообслуживанию таких качеств личности ребенка, как самостоятельность, целеустремленность, активность, креативность, умение ставить перед собой цель и добиваться ее решения, а также самостоятельно оценивать результаты своего труда.
Публикация «Трудовое воспитание старших дошкольников в процессе реализации программы „Радуга“ в соответствии ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Задача приобщения дошкольников к сфере человеческого труда решается следующим образом:
через раскрытие ребенку смысла труда – той пользы и радости, которую сделанные вещи, выполненная работа доставляют другим и самому ребенку;
благодаря знакомству с процессом труда как системой разнообразных трудовых усилий;
благодаря возникновению и дальнейшему развитию психологических предпосылок труда (способности доводить начатое дело до конца, стремлению делать любое дело хорошо, умению планировать свои действия);
в семье благодаря посильному участию в совместной работе со взрослыми.
Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. В средней группе впервые вводятся дежурства. Ребенок, дежурящей по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками. Совершенствуются умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость таких дежурств воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятию.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах, формируя у детей новые трудовые навыки, воспитатель использует туже форму объединения детей, что и в младшей группе – труд рядом.
Важной задачей в организации дежурств в старшей и подготовительной к школе группах является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.
В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, самостоятельности. При организации дежурств воспитатель уделяет внимание еще одному вопросу – это сочетания работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?
В старшей группе детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, как уборка групповой комнаты или участка, оформление зала, разбивка огорода, цветника. Определяя содержание общей работы, воспитатель включает только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремиться к тому, чтобы занять всех детей.
В каждой группе с учетом возраста детей и требованиями программы оборудованы уголки труда :
хозяйственно-бытовой труд : клеенка, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник. ;
труд в уголке природы : фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы, оборудование для мытья аквариума и ухода за животными;
труд на участке : ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;
ручной труд : бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, древесина и т. д.
Выполняя с детьми разные виды труда педагоги используют модели последовательности выполнения трудовой деятельности (одевание, умывание и т. д., схемы по уходу за растениями и животными.
Педагоги планируют и проводят различные виды труда в течение всего дня пребывания детей в МБДОУ.
В утренние часы дети трудятся в уголке природы : ухаживают за растениями и животными.
На прогулках дети помогают взрослым территорию участка приводить в порядок. Во второй половине дня планируется и проводится ручной труд : дети занимаются лепкой из соленого теста, вышивкой. Детям очень нравится изготовление поделок из природного материала и занятия оригами. С приходом весны в уголках природы появились посадки цветов и овощных культур.
В каждой группе созданы уголки экспериментирования, где дети проводят опыты и эксперименты.
Дети с большим удовольствием высаживают семена и пересаживают саженцы, проводят эксперименты, чтобы выяснить какие факторы влияют на рост растений. Дети очень любят наблюдать за поведением животных, птиц, земноводных и рыб, им очень интересно ухаживать за ними.
В течение года воспитатели знакомят детей с профессиональной трудовой деятельностью взрослых, организуют встречи с «интересными людьми», проводят экскурсии по детскому саду и за его пределами: в библиотеку, почту, школы, музеи.
Целью таких встреч являются и экскурсии – расширение представлений детей о роли и значении разнообразной деятельности взрослых и ее роли, значении для других людей.
Сотрудники детского сада не только показывают, что им необходимо для хорошей работы, но и обязательно рассказывают, за что они любят свою профессию, объясняют, какие предметы помогают им в их работе.
Для родителей проводятся консультации по приобщению детей к труду.
Сила семейного влияния на ребенка заключается в его непрерывности, постоянстве.
Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность : специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям; дают знания, представления, направляют поведение и т. д. На ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни, семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы. С возрастанием материального уровня жизни семьи, улучшением условий быта отпадает в значительной мере практическая необходимость участия детей в бытовом труде семьи. Ведь труд ребенка является единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой он может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость от его трудовых усилий.
Исследования ученых и опыт практиков свидетельствуют о том, что во многих семьях отцы и матери (часто бабушки и дедушки) недооценивают значение упражнений ребенка в правильных поступках, поведении, а так же роль труда, игры, общения. В то же время родители излишне полагаются на воздействие словесных форм.
Мы постоянно приглашаем родителей принять участие в совместном труде на территории ДОУ.
Они разъясняют детям, внушают, поучают, выговаривают, хвалят и все-таки не добиваются нужного результата. Между тем именно в деятельности возможны самые различные формы проявления реального внимания ребенка к окружающим: оказание помощи по хозяйству, выполнение несложных обязанностей, доброжелательное отношение к младшим в совместной игре.
В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает посильное участие в поддержании чистоты и порядка в доме, помогает взрослым в уходе за младшими братьями и сестрами. Только при условии систематического выполнения трудовых обязанностей возможно формирование у старших дошкольников таких качеств, как ответственность, привычка к усилию, так необходимых для подготовки к школе. Очень важное значение в процессе трудового воспитания дошкольников является единство детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Во время субботников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться с родителями – сгребать листья, сажать кусты, цветы. Систематическая работа с родителями, единство детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Таким образом особенностями трудового воспитания при реализации программы «Радуга» являются:
1. связь с нравственным воспитанием;
2. формирование трудовых навыков средствами художественного труда и самообслуживания;
ребенок приобщается к сфере человеческого труда через раскрытие смысла труда, знакомство с процессом труда, развитие трудовых качеств в других видах деятельности, выполняя посильные поручения в семье.