Лучший педагог года

Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду

Наталья Гатилова
Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду

Человек приобретает необходимые трудовые навыки на протяжении всей своей жизни - в семье, детском саду, затем в школе, университете. Однако основы трудового воспитания необходи­мо закладывать с раннего детства, одно­временно с тем, когда у ребенка форми­руются основные моральные качества, понятия добра, честности и справедли­вости, уважения и любви, в том числе любви к труду.

Публикация «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» размещена в разделах

В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский отмечал, что трудовая жизнь в годы детства является важным условием формирования характера че­ловека. Ребенок должен чувствовать по­требность в другом человеке, в том числе для совместной работы, для творчества: «Не нужно бояться затмить солнце золо­того детства тем, что ребенку будет труд­но, что он, напрягая свои усилия, сдела­ет больше, чем, казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гор­дость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей».

Главная задача семьи в этот период - организовать деятельность ребенка в семье таким образом, чтобы самостоя­тельный труд имел максимальное воспи­тательное воздействие.

Как же правильно подготовить детей к взрослой жизни?

На мой взгляд, для любого человека самое главное в его жизни - это научить­ся любить труд, получать удовольствие от своей деятельности. Без этого не будет успехов в учении и в будущей работе; без этого не будет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства, иначе говоря, не будет счастья.

Труд должен стать не обязанностью, а потребностью ребенка. Поэтому с ран­него возраста важно воспитывать у детей любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять необходимую для общества работу.

Оптимальным возрастом для приуче­ния детей к труду считается период от 3 лет, так как в это время дети активно осваивают окружающий их мир. Ребенок этого возраста с удовольствием подра­жает действиям взрослых, поэтому часто стремится помочь «помыть пол», «приго­товить обед», «вымыть посуду». Не нужно отказываться от его помощи, относиться к ней пренебрежительно - тем самым вы лишь рискуете испортить отношения. Наоборот, дайте понять ребенку, что вы рады его помощи. Конечно, многие задания будут ему не под силу – однако вам следует проявить терпение, договориться с малышом о «разделении труда» и дать ему несложные задания, превратить обучение домашним делам в веселую игру. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Малышу важно понимать, что вы им довольны, что он сделал полезное для окружающих дело. Дружелюбная улыбка и слова поощрения пробуждают в детях внимательное и благодарное отношение к труду. В будущем ваш ребенок не будет бояться бытовых обязанностей или дру­гой трудовой деятельности, а, напротив, с удовольствием возьмется за любое на­чинание.

В дошкольном возрасте детям под силу самостоятельно выполнять четыре вида трудовой деятельности :

Самообслуживание.

В 3-4 года большое значение имеет формирование навыков умывания, раз­девания и одевания; развитие умений пользоваться предметами личной гигие­ны (зубной щеткой, расческой, полотен­цем, носовым платком и др.). В это же время необходимо учить детей бережно относиться к предметам быта и к своим вещам. Важно не заставлять, а постепен­но и терпеливо приучать ребенка к трудо­вому усилию, так как принуждение к тру­ду будет иметь отрицательную реакцию у ребенка, вызовет у него протест. По мере овладения навыками самообслуживания, ваш маленький непоседа научится не только обслуживать себя, но и приучится к чистоплотности и аккуратности.

Хозяйственно-бытовой труд.

Именно бытовой труд являет собой базис трудового воспитания. Очень важно развивать у детей хозяйственно-трудовые навыки в бытовой среде, как, например, мытье игрушек, протирание пыли, уборка игрушек, наведение порядка в комнате, а также разного рода помощь родителям в их домашних делах. Думаю, многие из вас замечали, что именно, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в своих играх на­чинают сами «варить борщ», а после по­сещения гаража с отцом мальчики стара­тельно «ремонтируют» автомобили. Эти игры являются первой ступенью на пути приобретения различных трудовых навы­ков и умений, которые будут развиваться и совершенствоваться по мере роста ре­бенка, способствовать его умственному развитию. В дальнейшем все эти навыки пригодятся детям в повседневной жизни, так как привычка делать что-то своими ру­ками важна вне зависимости от выбран­ной профессии.

Помните, что родители всегда явля­ются примером для детей. Вспомните, с каким настроением вы обычно беретесь за работу по дому, какие эмоции она у вас вызывает. Дети с легкостью понима­ют ваше настроение, они замечают ваше раздражение и другие негативные эмо­ции, и, если вы открыто демонстрируе­те, что вам не нравятся домашние дела, ребенок также понимает, что это неинте­ресно и обременительно.

Труд в природе.

Данный вид трудовой деятельности помогает воспитать любовь к природе – то есть учит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться ко всему живому; способствует развитию наблюдательности, любозна­тельности детей, воспитывает у них инте­рес к сельскохозяйственному труду и ува­жение к людям, которые им занимаются.

Большое значение здесь занима­ет собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют при­родные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети мо­гут освоить основные навыки обращения с сельскохозяйственным инвентарем, изучить способы ухода за растениями, получить сведения о росте и развитии растений. Уголки природы с морскими свинками, птичками, аквариумы с рыб­ками предоставляют возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними. Труд детей в природе создает благопри­ятные условия для физического разви­тия, совершенствует движения, стимули­рует действие разных органов, укрепля­ет нервную систему. Труд в природе, как никакой другой, сочетает умственные и волевые усилия, имеет большое зна­чение для сенсорного развития детей. Коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответ­ственность за порученное дело.

Ручной труд.

«Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообра­зительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каж­дый ребенок осуществлял руками свой за­мысел»; «Источник способностей и даро­ваний детей - на кончиках их пальчиков»; «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - В. Сухомлинский (цитаты). Ручной труд - это огромный простор для проявления фантазии детей, способ самовыражения, а также возмож­ность развивать терпение и усидчивость. Самостоятельно или с помощью взрослых малыш учится изготовлению простейших предметов, необходимых в быту или для игр из бумаги, картона, природного и бросового материала. Лепка из глины или пластилина развивает мелкую моторику и сенсорное восприятие детей, неподатли­вый поначалу материал приучает к усид­чивости, спокойствию, сосредоточен­ности. Большой интерес у дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием создают собствен­ными руками разнообразные салфетки и снежинки.

Какую бы работу вы ни организовыва­ли с детьми, помните, что главная цель – заинтересовать детей. Вам нужно показать посильность выполнения работы, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Это поможет сформировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь).

Список литературы:

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М., Просвещение, 1972

2. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - 3-е изд., испр. и доп. - М., "Просвещение", 1983

3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. – М.,  Мозаика-Синтез, 2014

4. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М., Мозаика-Синтез, 2011

5. Материалы интернет-ресурсов

Публикации по теме:

«Во саду ли, в огороде». Трудовое и экологическое воспитание дошкольников«Во саду ли, в огороде». Трудовое и экологическое воспитание дошкольников Во саду ли, в огороде, Далеко ли, близко, Разодетая по моде Выросла редиска! Королева целой грядки, Плачут незабудки, Завела свои порядки:.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Доклад на тему: «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» С детства жить в труде Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в семье» Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в семье» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ» В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся.

«Трудовое воспитание в семье». Консультация для родителей Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.

Консультация «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения.

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду Трудовое воспитание дошкольников в детском саду Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление.

Презентация «Трудовое воспитание в детском саду» Трудовое воспитание ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №66 г. Хотьково Сергиево-Посадского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 03:31
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гатилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД