Наталья Гатилова
Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Человек приобретает необходимые трудовые навыки на протяжении всей своей жизни - в семье, детском саду, затем в школе, университете. Однако основы трудового воспитания необходимо закладывать с раннего детства, одновременно с тем, когда у ребенка формируются основные моральные качества, понятия добра, честности и справедливости, уважения и любви, в том числе любви к труду.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» размещена в разделах
В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский отмечал, что трудовая жизнь в годы детства является важным условием формирования характера человека. Ребенок должен чувствовать потребность в другом человеке, в том числе для совместной работы, для творчества: «Не нужно бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей».
Главная задача семьи в этот период - организовать деятельность ребенка в семье таким образом, чтобы самостоятельный труд имел максимальное воспитательное воздействие.
Как же правильно подготовить детей к взрослой жизни?
На мой взгляд, для любого человека самое главное в его жизни - это научиться любить труд, получать удовольствие от своей деятельности. Без этого не будет успехов в учении и в будущей работе; без этого не будет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства, иначе говоря, не будет счастья.
Труд должен стать не обязанностью, а потребностью ребенка. Поэтому с раннего возраста важно воспитывать у детей любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять необходимую для общества работу.
Оптимальным возрастом для приучения детей к труду считается период от 3 лет, так как в это время дети активно осваивают окружающий их мир. Ребенок этого возраста с удовольствием подражает действиям взрослых, поэтому часто стремится помочь «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не нужно отказываться от его помощи, относиться к ней пренебрежительно - тем самым вы лишь рискуете испортить отношения. Наоборот, дайте понять ребенку, что вы рады его помощи. Конечно, многие задания будут ему не под силу – однако вам следует проявить терпение, договориться с малышом о «разделении труда» и дать ему несложные задания, превратить обучение домашним делам в веселую игру. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Малышу важно понимать, что вы им довольны, что он сделал полезное для окружающих дело. Дружелюбная улыбка и слова поощрения пробуждают в детях внимательное и благодарное отношение к труду. В будущем ваш ребенок не будет бояться бытовых обязанностей или другой трудовой деятельности, а, напротив, с удовольствием возьмется за любое начинание.
В дошкольном возрасте детям под силу самостоятельно выполнять четыре вида трудовой деятельности :
Самообслуживание.
В 3-4 года большое значение имеет формирование навыков умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами личной гигиены (зубной щеткой, расческой, полотенцем, носовым платком и др.). В это же время необходимо учить детей бережно относиться к предметам быта и к своим вещам. Важно не заставлять, а постепенно и терпеливо приучать ребенка к трудовому усилию, так как принуждение к труду будет иметь отрицательную реакцию у ребенка, вызовет у него протест. По мере овладения навыками самообслуживания, ваш маленький непоседа научится не только обслуживать себя, но и приучится к чистоплотности и аккуратности.
Хозяйственно-бытовой труд.
Именно бытовой труд являет собой базис трудового воспитания. Очень важно развивать у детей хозяйственно-трудовые навыки в бытовой среде, как, например, мытье игрушек, протирание пыли, уборка игрушек, наведение порядка в комнате, а также разного рода помощь родителям в их домашних делах. Думаю, многие из вас замечали, что именно, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в своих играх начинают сами «варить борщ», а после посещения гаража с отцом мальчики старательно «ремонтируют» автомобили. Эти игры являются первой ступенью на пути приобретения различных трудовых навыков и умений, которые будут развиваться и совершенствоваться по мере роста ребенка, способствовать его умственному развитию. В дальнейшем все эти навыки пригодятся детям в повседневной жизни, так как привычка делать что-то своими руками важна вне зависимости от выбранной профессии.
Помните, что родители всегда являются примером для детей. Вспомните, с каким настроением вы обычно беретесь за работу по дому, какие эмоции она у вас вызывает. Дети с легкостью понимают ваше настроение, они замечают ваше раздражение и другие негативные эмоции, и, если вы открыто демонстрируете, что вам не нравятся домашние дела, ребенок также понимает, что это неинтересно и обременительно.
Труд в природе.
Данный вид трудовой деятельности помогает воспитать любовь к природе – то есть учит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться ко всему живому; способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.
Большое значение здесь занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить основные навыки обращения с сельскохозяйственным инвентарем, изучить способы ухода за растениями, получить сведения о росте и развитии растений. Уголки природы с морскими свинками, птичками, аквариумы с рыбками предоставляют возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Труд в природе, как никакой другой, сочетает умственные и волевые усилия, имеет большое значение для сенсорного развития детей. Коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело.
Ручной труд.
«Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел»; «Источник способностей и дарований детей - на кончиках их пальчиков»; «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - В. Сухомлинский (цитаты). Ручной труд - это огромный простор для проявления фантазии детей, способ самовыражения, а также возможность развивать терпение и усидчивость. Самостоятельно или с помощью взрослых малыш учится изготовлению простейших предметов, необходимых в быту или для игр из бумаги, картона, природного и бросового материала. Лепка из глины или пластилина развивает мелкую моторику и сенсорное восприятие детей, неподатливый поначалу материал приучает к усидчивости, спокойствию, сосредоточенности. Большой интерес у дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием создают собственными руками разнообразные салфетки и снежинки.
Какую бы работу вы ни организовывали с детьми, помните, что главная цель – заинтересовать детей. Вам нужно показать посильность выполнения работы, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Это поможет сформировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь).
Список литературы:
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М., Просвещение, 1972
2. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - 3-е изд., испр. и доп. - М., "Просвещение", 1983
3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2014
4. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М., Мозаика-Синтез, 2011
5. Материалы интернет-ресурсов