Юлия Зубченко
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» размещена в разделах
Большое значение труду придавал А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:
- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
- Были определены ведущие задачи:
- научиться трудиться с радостью;
- приучать работать качественно.
С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания : В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Современный этап отличается, «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания этот раздел отсутствует. Эта проблема может привести к задержке в развитии личности.
Задачи трудового воспитания дошкольников.
Выделяется две группы задач:
1. Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью :
- овладение трудовыми навыками и умениями.
- овладение структурной деятельностью
2. Развитие личности ребёнка в труде :
- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.
Виды труда.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.
Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Умственный труд – улучшение качества труда (постиранное бельё, почищенная клетка, решение житейской задачи, собственное «открытие», обдумывание последовательности предстоящей деятельности всё это результат умственного труда.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Задачи трудового воспитания.
Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.
Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Детский труд своеобразен :
- он прост по содержанию;
- доступен по характеру выполняемых действий
- связан с игрой.
Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию, для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы, игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так же в игры детей с куклами (дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с играми детей.
- уборка игрушек
- мытьё игрушек
- стирка кукольного белья и т. д.
Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть организован в форме игры (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд который организован в форме игры: «мастерская по починке и изготовлению игрушек» и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение.
У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы. Не смотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников находиться на начальной стадии развития, она должна быть:
- осмысленной
- радостной
- творческой.
Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности :
- инициатива
- товарищеская взаимопомощь
- хорошее выполнение работы
- доведение её до конца.
В детском саду используются следующие формы организации труда детей;
- поручения (отдельным детям, небольшим группам)
- дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей
- коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой)
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.