Надежда Панова
Консультация «Трудовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельности детей знакомят с новыми трудовыми операциями : поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей. Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Уход за животными и растениями взрослые должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание, помогать ему. Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном мире. В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладели в младшем дошкольном возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребёнка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей, основной формой являются различные поручения. Дети выполняют не только отдельные трудовые действия (вытираю кубик, но учатся выполнять целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики, выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место). Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки изготовления поделок из бумаги и природного материала. Дети средней группы осваивают знания о составе (структурных компонентах) трудового процесса, который включает постановку цели, отбор материалов и инструментов в соответствии с их качествами, трудовые действия, выполняемые в определённом порядке, и обязательно в итоге получение результата, соответствующего поставленной цели и необходимого для других людей. Знание состава компонентов трудового процесса позволяет затем ребёнку правильно организовать свой труд, контролировать его выполнение, оценивать полученный результат, его соответствие цели. Дети осваивают и первые обобщённые знания о видах труда (труд няни, повара, прачки, дворника и т. п.) В старшей группе программа включает знания о видах труда по созданию некоторых материалов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формируются знания об отношении каждого человека к труду, к своим обязанностям. В программу включены также знания о машинах, их роли в труде, об отношении людей к технике и инструментам, о способах ухода за ними. Это содержание требует хорошего знания структуры трудовых процессов, последовательности трудовых действий по созданию тех или иных продуктов труда. У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребёнок пользовался осознанно (понимал необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафчике и комнате в целом. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь младшим и старшим членам семьи. Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для её проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы.
Публикация «Консультация „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
А. С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива, считал, что его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он готов к труду и как к нему относится. Одной из главных задач трудового воспитания А. С. Макаренко считал формирование у детей творческого отношения к труду и отмечал, что для решения этой задачи необходимо, чтобы у ребенка образовалась прочная привычка к трудовому усилию, тогда даже неприятная работа будет приносить ему радость. Говоря о труде маленьких детей, он также указывал на тесную связь труда с игрой, которая постепенно должна переходить в труд. Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление : ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями: здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.