Ирина Рябова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольника в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.
Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают ребенка счастливого детства. Однако это в корне не верно. Домашние обязанности приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Дети в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценным членом семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание дошкольника в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Родители должны найти возможность, показать конкретные примеры достойного отношения к домашней работе, качественного и красивого ее выполнения.
Для каждой семьи важно поддержание порядка в доме. С определенного возраста ребенок тоже может участвовать в семейных мероприятиях такого рода. Замечено, что родители стараются приобщать детей к труду с 5-6 лет. Многим кажется, что в этом возрасте ребенок уже сможет вымыть за собой тарелку или вытереть пыль. Редко задумываются о том, что детей надо приучать к труду с самого раннего возраста, когда у них появляется желание помогать. Малыши 2-3 лет часто копируют действия родителей и искренне хотят им помочь. Они пытаются, как мама убрать за собой тарелку со стола, не удержав разбивают ее. Раздраженные родители начинают ругаться, могут даже шлепнуть малыша. Им просто надо было проявить терпение, не ругать, что малыш сделал что-то не так, а похвалить за помощь. Когда малыша еще накажут несколько раз за то, что он не справился, то у него пропадает всякое желание помогать. У него откладывается в голове, что помогать плохо. Потом, через несколько лет, родители удивляются : «Почему мой ребенок не хочет мыть посуду или пол?».
Правильно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка, развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Давая поручение ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему нужно делать. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников формируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут засохнуть.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен.
Важно понимать, что ребенок только учится что-либо делать сам. Вспомните, все ли получалось у вас с первого раза? Если вы заметили остатки мусора после того, как малыш подмел, не критикуйте слишком сильно. Сначала обязательно похвалите, а затем подметьте, что если бы он убрал еще «вот здесь и здесь» то вообще было бы идеально. Иначе ребенок будет убежден в том, что чтобы он не делал, вам не понравится, лучше вообще ничего не делать.
Родителям нужно убеждать ребенка доводить начатую работу до конца, не торопить и не подгонять его, набраться терпения подождать пока он завершит работу сам.
Не нужно заставлять ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством.
Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: уберешь игрушки – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем в цирк. Ребенок быстро привыкает к этому и будет помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Родителям важно помнить о том, что принимать помощь ребенка нужно в любом виде, иначе отказав несколько раз по причине его неумения, вы рискуете больше не услышать предложения о помощи, а на свою просьбу будете получать стабильный отказ, и ребенок и домашний труд станут вещами не совместимыми.
Труд дошкольника должен быть не только эффективным и производительным, но и приносить моральное удовлетворение. Трудовые поручения должны давать ребенку радость, иначе они будут восприниматься им как обуза.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.