Наталья Добрянская
Трудовое воспитание детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в средней группе.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество. Программа рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, признает мир социальных отношений между людьми.
На пятом году жизни ребенок может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формирование навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело.
У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию. Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи. Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. То, что кто-то из детей ждет помощи от других, не должно оставаться не замеченным. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
Элементарно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе(2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
В средней группе усложняется содержание элементарного бытового труда. Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Дошкольники любят трудиться с взрослыми.
С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение проявлять волевое усилие.
Однако, следует помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к переутомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Не прерывная деятельность ребенка не должна превышать 10 минут.
С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.
В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям.
В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда с взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей и т. д.
Труд в природе. В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В течении всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).
В течение всего года, дети, выполняют ежедневные поручения педагога. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.